Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Образовательные программы

Для учащихся учебных заведений города и области.

Тематика экскурсий, лекций, бесед, предлагаемых к программам общего образования для учащихся учебных заведений города и области.


Тамбовская областная картинная галерея открыта в 1961 году. С первых дней своего существования она является не только сокровищницей уникальных памятников русского, зарубежного и современного искусства, но и центром по эстетическому, патриотическому, краеведческому воспитанию подрастающего поколения.

Работа с юными посетителями строится с учетом их психолого-педагогических особенностей. Изучаются их потребности и запросы, дифференцированно разрабатываются методические рекомендации, специальные циклы лекций, организуется работа факультативов, кружков и клубов любителей искусства, встречи с художниками, конкурсы детского рисунка и выставки детского творчества, викторины, проводятся семинары и консультации для педагогов школ.

Основываясь на опыте работы по эстетическому воспитанию подрастающего поколения, сотрудники галереи пришли к выводу, что приобщать детей к искусству, развивать у них чувство прекрасного следует начинать уже в детском саду или хотя бы в младшем школьном возрасте. Картинная галерея предлагает преподавателям начальной школы следующую программу занятий с детьми. Ее задача – приучить детей к атмосфере музея, показать его жизнь, познакомить с теми, кто работает в музее, установить эмоциональный контакт между ребенком и экспонатом. С этого начинается эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства, цель которого как можно раньше подготовить детей к восприятию музейной информации, и через искусство не только научить видеть красоту жизни во всех ее проявлениях, помочь сохранить свежесть чувств, умение радоваться и удивляться, но и более глубоко изучить историю, литературу, изобразительное искусство, краеведение и другие дисциплины.
Знакомство с музеем осуществляется постепенно. После вводной экскурсии «Первое посещение музея» - галерея предлагает следующие циклы бесед по теме:

 

I - IV КЛАССЫ

 

«Первые шаги в искусстве»

1. Знакомство с музеем (Что такое музей, правила поведения в музее и т.д.). Знакомство с основными понятиями изобразительного искусства.
2. Виды и жанры. Экскурсия по экспозициям русского искусства галереи (пейзаж, портрет).
3. Виды и жанры. Второе занятие (натюрморт, анималистический жанр, исторический жанр).
4. Третье занятие. «Жизнь народа в творчестве русских художников» (знакомство с бытовым жанром).

 

В дошкольном и младшем школьном возрасте особенно яркое ощущение цвета связано с восприятием предмета и поэтому ребятам близки и понятны по своим смысловым нагрузкам произведения декоративно-прикладного искусства. На примерах выставок из фондов галереи, на материалах выставок народного искусства сотрудники галереи подготовили цикл бесед под названием

   

I - IV КЛАССЫ


«Добрых рук мастерство».
Первое занятие. Что умеют мастера (народные промыслы России).
Второе занятие. Волшебная глина (русская глиняная игрушка).
Третье занятие. Сказка деревянного полена (Богородская игрушка).
Четвертое занятие. Золотая хохлома (хохломская роспись).

Живопись и музыка относится к ведущим видам художественно-познавательной деятельности человека. Они требуют «соединенного действия всех его психических сил – воображения, переживания, мышления, памяти и импульса общения, рождающего необходимость не только выразить себя в плодах своего творчества, но и поделиться ими с другими людьми…»
Объединяясь в пространстве музея, живопись и музыка способствуют не только постижению эмоционального и интеллектуального аспектов жизни человека, но и через обретение умения слышать себя и других, помогают насытить ее смыслами.

С учетом специфики аудитории в галерее проводятся экскурсии, беседы на тему «Мир природы в живописи и музыке», ориентированные на постижение специфических особенностей языка живописи и музыки. В живописи это происходит через изображение, с помощью красок окружаю-щих нас реальных предметов, а так же различных состояний природы. Состояние природы и чувства человека, являющихся основой содержания музыкальных произведений, выражены звуками.
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что синтез изобразительного и музыкального искусства удивительно облегчает пути восприятия как одного, так и другого, оживляет художественные образы.

Такие мероприятия оставляют яркий след, создают более широкие представления об эпохе, художественной культуры нашего города. Мы уверенны, что синтез искусств на базе художественного музея является необходимым условием развития личности, а сам музей приобретает роль средств познания художественной культуры.

Музей – это единственное место, где дети соприкасаются с подлинными произведениями искусства и могут получить от них полноценное художественное впечатление.

После беседы или экскурсии детям предлагается отразить свои впечатления в рисунках или сочинениях.

  

Тамбовская областная картинная галерея предлагает учащимся более старшего возраста следующие экскурсии:

V-XI КЛАССЫ

 

О б з о р н ы е
1. По отделу русского искусства.
2. По отделу западноевропейского искусства.
3. По отделу современного (советского) искусства.
4. По всем отделам галереи.

 

VII – XI КЛАССЫ

 

Т е м а т и ч е с к и е
1. По отделу русского искусства XVIII века.
2. По отделу русского искусства XIX века.
3. По отделу итальянского искусства XVI-XIX вв.
4. По отделам нидерландского, голландского и фламандского искусства XVI-XVII вв.
5. Виды и жанры изобразительного искусства.
6. Как смотреть картину.
7. Русская пейзажная живопись второй половины XIX века.
8. Портрет в русском изобразительном искусстве.

 

Эти экскурсии знакомят учащихся с основными этапами развития отечественного и зарубежного изобразительного искусства, оказывают большую помощь при изучении культуры определенного раздела на уроках истории, литературы, являясь дополнительным материалом, но не в качестве иллюстративного материла к темам, а как средство эмоционально-эстетического воздействия на учащихся.
Цель таких экскурсий – воспитание культуры видения и культуры чувства в процессе непосредственного соприкосновения школьника с художественным оригиналом.
Помимо экскурсий, коллективом научных сотрудников галереи подго-товлен в помощь преподавателям истории, литературы, эстетики, мировой художественной культуры циклы лекций.


I-XI КЛАССЫ

 

I. «ИСКУССТВО БЫТЬ ЗРИТЕЛЕМ»

1. Жанры живописи.
2. Как смотреть картину.
3. Что такое графика.
4. Что такое скульптура.
5. Художественные промыслы России.

 

Данный цикл раскрывает богатство, красоту и многообразие изобразительного искусства, учит понимать особенности и специфику художественного языка каждого из них.

  

V-VII КЛАССЫ

        II. «Древние цивилизации. Средние века. Европейское искусство.»

1. Искусство Древнего Египта.
2. Искусство Древней Греции.
3. Искусство Древнего Рима.
4. Искусство средних веков Западной Европы.
5. Искусство Древней Руси.
6. Голландское искусство 17в.
7. Жак Луи Давид – художник революции.
6. Клод Моне – создатель импрессионизма.
7. Творчество английских художников первой пол. 19в.
8. Братство прерафаэлитов.

 

Этот цикл знакомит учащихся с искусством Древнего мира и Западной Европы, способствует углублению и расширению знаний в области истории и культуры, изучаемых стран.
 

VI КЛАСС

 
III. «Древнерусское искусство»

1. Понятие о древнерусском искусстве. Что такое икона.
2. Московский Кремль.
3. А.Рублев.
4. Фрески Дионисия.

 

Прослушав лекции цикла, слушатели совершат увлекательное путешествие в историю древнерусской культуры, познакомятся с шедеврами архитектурных памятников и их скульптурным и живописным убранством, получат представление о высоком мастерстве древнерусских зодчих.


VII – IX КЛАССЫ

 
IV. «Русское искусство XVIII-XX века».

1. Русское искусство XVIII века.
2. Русское искусство перовой половины XIX века.
3. Русские художники передвижники.
4. Русское искусство конца XIX – начала ХХ вв.

Лекции рассказывают о становлении искусства в России, о первых портретах петровского времени и XVIII века, о создании Академии художеств, о Товариществе передвижных выставок, о путях развития русского искусства на рубеже XIX – ХХ веков, о жизни и творчестве известных русских художников.


IX КЛАСС


V. «Советское искусство».
1. Великая Отечественная война в творчестве тамбовских художников.
2. Великая Отечественная война в творчестве советских художников.
3. Памятники мужества
4. Лучшие произведения советской живописи.
5. Народные художественные промыслы России.
6. Творчество тамбовских художников.

В лекциях этого цикла раскрываются основные этапы развития советского изобразительного искусства, рассказывается о творчестве известных со-временных художников.


X-XI КЛАССЫ

VI. «Музеи мира».

1. Государственный Эрмитаж
2. Государственный Русский музей
3. Государственная Третьяковская галерея
4. Сокровища Ватикана
5. Музей Пикассо в Париже

Цикл этих лекций дает представление о художественных сокровищах мирового изобразительного искусства и архитектуры

 Программа лекционных занятий построена с учетом особенностей вос-приятия изобразительного искусства детьми разного возраста. Кроме приведенных в программе форм работы, картинная галерея предлагает учащимся и другие мероприятия: посещение временных выставок, встречи с художниками, участие в днях открытых дверей и тематических встречах, вечерах.
В помощь педагогам картинная галерея и Институт повышения квали-фикации работников образования организует семинары, лектории, тематические вечера, встречи тамбовскими художниками, посещение выставок и т.д. Цель данных мероприятий – повысит общую художественную культуру педагогов, помочь им проводить учебные занятия более содержательно и интересно.

Предлагаемые формы работы могут обеспечить рост эффективности учебного процесса, культурно-воспитательной деятельности, а органы народного образования за счет постоянных связей с картинной галереей приобретут оперативную программу по эстетическому воспитанию учащихся.

Эффективной поддержкой всех форм работ является использование муль-тимедийных средств в деятельности галереи, что позволяет охватить большее количество детей одновременно качественным информативным и визуализированным материалом: лекциями, лекциями-концертами образовательного, воспитательного характера, индивидуальных форм работы и включения детей в интерактивную деятельность (запись, воспроизведение, развивающие ролевые игры: «Как найти пейзаж?», «О чем рассказывает натюрморт?» и «Палитра звуков на листе, палитра красок на холсте», «Как творит художник») с использованием музыкального и литературного материала в галерее и за ее пределами: в детских учреждениях города и области.

Дальнейшее развитие своей деятельности коллектив Тамбовской областной картинной галереи видит в пропорциональном синтезе подачи подлинника и включения детей в мультимедийное пространство, массовой и индивидуальных форм вовлечения, образовательного, воспитательного, игрового характера.

Привлекая учебные программы областного управления образования и науки, научными сотрудниками картинной галереи разработаны образовательные программы по истории, литературе, изобразительному искусству и другим дисциплинам.

 

Справки об экскурсиях и лекциях по телефону: 72-85-43; 72-72-49
Факс: 72-46-27

Календарь событий


« Декабрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

2013-2017 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин