Приобрести билеты на посещение выставок можно только в кассе картинной галереи!

«Особый взгляд». Пейзаж в творчестве немецких художников XVIII – нач. XX в собрании Тамбовской картинной галереи.

К празднованию «Дней Германии в Тамбове» представляем вашему вниманию новую виртуальную выставку «Особый взгляд», где собраны произведения пейзажного жанра немецких художников XVIII – начала XX века из собрания Тамбовской картинной галереи.


Немецкий пейзаж представляет собой одну из важнейших и интереснейших страниц в истории западноевропейского искусства. Художники XVIII – XIX века часто тяготели принципам классицизма, в своих произведениях искали гармонии и ясности. Отвлеченно-условные, с преобладанием холодного колорита, пейзажи были далеки от реальной природы Германии.



Экспозицию открывает «Пейзаж с руинами» неизвестного автора.




Запечатленный здесь мотив напоминает рейнские виды Х.Г. Шютца Старшего (1718-1791), работавшего во Франкфурте-на Майне. Зигзаги речных берегов с множеством строений по сторонам уводят взгляд вдаль, к туманным очертаниям гор. Одинокая фигура в пролете полуразрушенной арки подчеркивает меланхоличный созерцательный характер картины природы. Идеи классицизма проявились здесь в стремлении к панорамности показа природы, четком чередовании планов, включении в образную ткань пейзажа мотива древних руин.





«Пейзаж с мостом в ущелье»первоначально определялся как работа итальянского художника XVIII века, а позже был отнесен к немецкой школе. Действительно, крутые скалистые отроги со скудной растительностью, суровая порожистая река, заснеженные вершины дальних гор – уже сам уголок изображенной местности ассоциируется с мотивами более северной природы, а состояние пасмурного дня, холодные краски природы никак не соответствуют расхожему представлению о теплой солнечной Италии.


Пейзаж вызывает смешанные чувства. Грубоватый по живописной манере, он не лишен наивной поэтичности. В тщательно выстроенной композиции, обобщенной манере письма, холодном, почти монохромном колорите присутствует некая условность театральной декорации. Возможно, его автором был художник, сочетавший занятия станковой и театральной живописью.



Принадлежность «Пейзажа с деревней на берегу реки»





и «Летнего пейзажа»





кисти одного мастера обнаружилась при подготовке выставки «Голландия XVII в. Германия XVIII в. Исследование и реставрация», организованной Всесоюзным научно-исследовательским институтов реставрации (Москва) и показанной в Риге, Москве, Одессе (1985-1987). Куратор выставки московский реставратор Т.В. Максимова отнесла оба пейзажа к кругу известных немецких пейзажистов первой половины и середины XVIII века Иоганна Христиана Александра Тиле (1685-1752) и Иоганна Христиана Фоллерда (1708-1769). Стремление автора показать самоценную жизнь природы, ее «возвышенный дух», придать изображению обобщенный и величественный характер, воплотилось в эффектные, но внутренне холодные отвлеченные образы.


Местом особого поклонения художников разных стран была Италия. Известный немецкий мастер топографического пейзажа Эдуард Герхардт (1812/13-1888) посещал ее несколько раз. В пейзаже «Дом мавра Отелло в Венеции» (1856)





он не только с документальной точностью изображает памятник архитектуры, но создает выразительный образ города, насыщенный драматическим звучанием.



«Зимний пейзаж» (1857)





Иоганнеса Дунтце (1823-1895) «Зимний пейзаж (вид Штирии)»





и «Озеро»





Баудри (Бодри) – эти картины могут служить образчиком академической салонной живописи.


В середине XIX века одной из самых значительных художественных школ в Германии становится Дюссельдорфская Академия. Дюссельдорф посещали и подолгу жили там многие русские художники, в том числе выпускник Петербургской Императорской Академии художеств Эжен Гюстав Дюккер (1841-1916). Впоследствии Дюккер сам стал преподавателем Дюссельдорфской Академии. Уже в ранних работах «Пейзаж» (1861)





и «Пейзаж с путниками» (1861),





написанных до поездки в Германию, молодой живописец наглядно демонстрирует свои творческие устремления. Автор не только правдиво передает характер местности, но стремится к созданию пейзажа-настроения, получившего широкое развитие только к концу XIX века.


Завершают экспозицию картины художников рубежа XIX-XX веков Макса Шлихтинга (1866-1937) и Берты Шрадер (1845-1920), представляющих уже новый этап развития немецкого искусства. Если «Голубой пейзаж»





Шлихтенга выполнен целиком в манере французского импрессионизма 70-90-х годов XIX века, то работа Шрадер





написана в технике неоимпрессионизма (или пуантелизма) мелкими точными мазками, без смешивания красок. Художница принадлежала к Веймарской школе девизионизма, последователей французского живописца Ж. Сера.


Календарь событий


« Ноябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
1. 03 ноя 2020 12:41 Ночь искусств 2020
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1. 15 ноя 2020 13:48 Мастер-класс "Ёжик"
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

2013-2020 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин