Приобрести билеты на посещение выставок можно только в кассе картинной галереи!

Викторина «Загадка народного костюма Тамбовской губернии» по работе Н.Я. Симонович - Ефимовой «Хоровод» 1914г.

Тамбовская областная картинная галерея решила отправиться в путешествие по страницам истории Тамбовского края рассматривая народный костюм с картины «Хоровод». Эта работа была написана в 1914году художницей, двоюродной сестрой и ученице В.А. Серова, Ниной Яковлевной Симонович-Ефимовой. Сегодня произведение украшает экспозицию музея, а мы вспомним историю ее создания.





Чтобы принять участие в викторине, переходите по ссылке



В Тамбовской губернии Нина Яковлевна вместе с мужем скульптором И.С. Ефимовым впервые оказалась в 1911 году – сразу после трехлетней работы в Париже, там она брала уроки в частной студии А.Матисса, позже супруги оформляли по эскизам В.А. Серова балетные спектакли дягилевских Русских сезонов. Нина Яковлевна увидела тамбовских женщин, этих мощных степнячек и на нее как будто бы повеяло древней половецкой степью, эпическим XI веком. Второй раз она попала в эти края уже в 1920-х, с кукольным театром. Вдвоем с мужем они создали «Кукольный театр художников Ефимовых», возродив старую русскую куклу-петрушку, которая всех покорила. Посещая шумные губернские ярмарки художники наблюдали жизнь провинциальных городов. Из этих зарисовок и живописных работ родился знаменитый цикл Симонович-Ефимовой «Тамбовские бабы», где отражены мощь и благородная красота тамбовского народа. «То, что я там нашла, было мое собственное, ни у кого не виденное, это была я сама, и это была Тамбовская губерния» (Н. Симонович-Ефимова). Откуда же происходит эта мощная красота, яркость и сила характера? Вспомним о исторических корнях и славных днях героев крепости Тамбов.


Тамбов не раз отражал набеги степных кочевников, в том числе калмыков и татар, приходилось биться и с войсками атамана Степана Разина. На территории Тамбовской губернии смешались традиции и обычаи людей, переселившихся сюда из разных концов Русской земли и ставших жить рядом с мордвой и оберегать родные просторы. Возможно, в этом причина пестроты и разнообразия народных костюмов, которые носили местные жители. Давайте рассмотрим тамбовских красавиц в их костюмах с работы «Хоровод» Симонович-Ефимовой. Три женские фигуры представленные в рост торжественно и плавно вращаются в хороводе. Автор достигает выразительности через передачу ритмов линий рождающихся как из движений пышных складок нарядов, яркости костюмов. Поговорим о деталях этого самобытного костюма. Яркие платки, у каждой из героинь это свой платок, по особому повязанный . Под ним носилась кичка, старинный головной убор и название его от слова кичиться. На тамбовщине разновидность рогатой кички называлась сорока. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». За свою жизнь крестьянка меняла несколько раз головной убор-сороку: в первый год замужества, после рождения первенца, затем после рождения четвертого или пятого ребенка и пожилые женщины неспособные к деторождению носили особый вид сороки. Отличались сороки количеством украшений, цветом, манерой ношения платка, а иногда и формой.


Так что по внешнему виду этого старинного головного убора можно было определить возраст его владелицы. На тамбовчанках кружащихся в хороводе интересная деталь – черный жилет, такой насоли и в Воронежской губернии, только вместо короткой жилетки – длинный почти до колен корсет из черного плиса – ворсистой хлопчатобумажной ткани, похожей на бархат. Корсет застегивался на крючки, а его праздничный вариант украшался пуговицами, пришитыми сзади на талии. Такие корсеты еще в начале 20 века носили крестьянки не только Тамбовской , но и в Орловской, Рязанской губерниях и даже в Сибири. Есть определенная схожесть в цветовом решении и в силуэте тамбовского костюма с одеждой Рязанской губернии. Но существовала одна особенность, характерная только для этих мест, - вышивка черным шелком. Черными нитями вышивали и в Воронежской губернии, но там мастерицы брали шерстяную или хлопчатобумажную нить. Интересны и образны названия орнаментов составляющих вышивку : «круг», «хряст», «репей», «елочки». Некоторые тамбовские вышивки похожи на каргопольские. Может быть их занесли сюда выходцы с дальнего Севера? Полосы желтой, оранжевой ткани, нашитые на подол юбки – поневы завершают наряд и придают ему цельность. Силуэт костюма, плавный, с мягкими очертаниями, создает ощущения устойчивости. Еще одна интересная деталь каторая не видна в картине это большая обувь , которая одевалась обычно на 7-8 пар шерстяных чулок. Толстые ноги считались признаком здоровья и женской красоты. Вот так история маленького края может переплетаться с историей большой страны России, о чем хорошо поведали нам элементы костюма и его вышивка. С Днем Россиии и с Днем Города дорогие Тамбовчане!!!

Последние новости

Календарь событий


« Сентябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   

2013 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин