Приобрести билеты на посещение выставок можно только в кассе картинной галереи!

«Рисунки, опаленные войной». Фронтовые рисунки А.В.Платицина.

На войне работали многие известные мастера кисти и карандаша, но были и те, кто рисовал «для души» не имея профессии художника. Эти работы еще больше интересны, так как не несут на себе никакой идеалогической нагрузки, а выполнены из желания запечатлеть человеком какой-то памятный для него одного момент. К таким работам относятся и фронтовые рисунки Аркадия Васильевича Платицина, члена Союза художников СССР, Заслуженного работника культуры РСФСР, Почетного гражданина города Мичуринска, основателя детской художественной школы им. А.М. Герасимова.


В архиве семьи художника сохранилось около 100 уникальных работ, выполненных с 1941 по 1945 гг. Многие из рисунков подписаны, а на многих стоит только дата и место создания неизвестно. Аркадий Платицин ушел на войну добровольцем в 1941 году, в действующей армии с 1 января 1942 по 9 мая 1945 гг.


Фронтовой рисунок – особая область графического искусства, где в одном гармоничном целом соединились художественная выразительность и документальная достоверность. Запечатленные А.В. Платициным, непосредственным участником военных действий, по свежим впечатлениям, эти быстрые зарисовки, фиксирующие места и людей, позволяют по-новому увидеть события тех далеких уже лет. На момент начала войны Аркадию исполнилось всего восемнадцать лет. К 22 июня 1941 года за его плечами была только учеба в общеобразовательной школе №7, занятия по классу скрипки с отцом, известным в городе музыкантом и мечта – стать художником, поступить в Пензенское художественное училище. В своих воспоминаниях А.В. Платицин делится о том, что боялись не успеть на фронт, думали, что война будет скоротечной, о том, что не удастся повоевать. С октября 1941 Аркадий курсант Тамбовского артиллерийско-оружейного технического училища. В свободное от учебы время Платицин много рисует, это как правило быстрые карандашные наброски и портреты, часто по памяти.


В декабре 1941 года Платицин попадает под Старобельск в дивизионную школу воздушных стрелков. После отработки полевого устава, изучения основ топографии и двухнедельной воздушной стрелковой подготовки 1 января 1942 года начался боевой путь Аркадия Васильевича.


В результате контрнаступления немцев в мае 1942 года полк, где служит Платицин, попадает в окружение, пришлось уничтожить боевую технику. Из окружения выходили в составе танкового десанта ночами, отступая в район Ростова на Дону. Самое ценное, что сохранил Платицин – это наброски, выполненные им зимой – началом лета 1942 года.


Самые ранние работы датированы началом января 1942 года и совпадают с первыми боевыми вылетами. Это три карандашных автопортрета, выполненные предельно экспрессивно. С пожелтевших плотных листов на нас смотрит заметно повзрослевший, угловатый мужчина со «стеклянными» глазами, в котором мы не сразу угадываем 18 летнего парня. Забегая вперед, хотим отметить, что Платицин очень часто будет рисовать себя и только во второй половине 1944 года на его лице вновь появится улыбка.


На выставке представлен большой блок работ, выполненных весной-летом 1942 года. Это как правило пейзажные зарисовки и наброски выполненные в местах дислокации полка: Куриловка, Купянск, Подолы, Старобельск, Миллерово, Батайск.


К сентябрю-октябрю 1942 года относятся рисунки Платицина, в технике цветного карандаша на обрывках навигационных карт. В пейзажных работах Аркадий, скорее всего, изобразил аэропорт в Грозном, на дальнем плане виднеются горы. Автором прекрасно передано пространство и воздух.


В декабре 1942 года Аркадий по памяти делает карандашный портрет бабушки и портрет отца со скрипкой, самых близких ему людей. С момента расставания с близкими прошло уже больше года.


19 ноября 1943 года 234 ИАП был выведен из состава 105 истребительно-авиационной дивизии и уже в составе 148 ИАД ПВО передислоцирован сначала в г.Белополье, а потом на Киевское направление в район г.Конотоп. После Корсунь-Шевченковской операции в начале 1944 года Платицин попадает сначала в Киев, затем в Коростень и далее на Белорусское направление: Овруч, Олевск, Сарны, Пинск. Аркадий Васильевич вспоминал, что во время Белорусской операции часто совершали ночные полеты за линию фронта к партизанам, доставляли боеприпасы, вывозили раненых. После освобождения Минска дивизия переброшена на варшавское направление.


Апрелем-июлем 1944 года датирован 21 рисунок, исполненный на тонированной бумаге. К сожалению на работах не указано место создания. Все рисунки созданы в одном месте, так как повторяется один и тот же пейзажный мотив с разных точек. С полной уверенностью можно сказать, что рисунки выполнены в Коростене - на одном из пейзажей вдали изображено здание медицинского техникума, сохранившееся до наших дней.


В конце 1944 года полк был перебазирован сначала на Познаньское, а затем на Кюстринское направление. Начало мая 1945 года Аркадий встречает в гордке Ландсберг на Варте (современный Гожув-Велькопольски). Платицин вспоминал, что 1 мая состоялся его последний боевой вылет на Берлин, производили зачистку в районе Силезского вокзала. Несомненно, начинающий художник и в радостные майские дни не выпускал карандаш из рук, но рисунков этого времени не сохранилось. 15 мая Аркадий написал родителям: «Ну вот и дождались, долгожданный день пришел – войне конец!» Наступило мирное время.


До 1948 года Платицин проходит срочную службу в Коростене, а затем и в Москве, после демобилизации учится на художника-графика. Аркадий Васильевич очень часто повторял слова Чернышевского «Прекрасное есть жизнь» и всю свою долгую жизнь учил видеть прекрасное мальчишек и девчонок. К теме войны художник не возвращался вплоть до конца 1960 годов, но свои, потрепанные и пожелтевшие от времени, фронтовые зарисовки хранил, наверное, в память о своих товарищах, подаривших планете Мир.


Главным воспоминанием Платицина о войне было небо, грозное, таящее смерть. И это небо он никогда на своих фронтовых зарисовках не изображал. Среди его рисунков мы не увидим сцен боев, тем более воздушных. Он был их участником, а не сторонним наблюдателем. Для него боль и ужас, вся грозная динамика войны жили на земле. За годы военной страды в памяти будущего художника накопились образы и впечатления, которые потом, спустя годы, нашли свое воплощение в документально точных, непритязательных и вместе с тем эмоционально насыщенных акварелях и рисунках.


Последние новости

Календарь событий


« Сентябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   

2013 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин