Приобрести билеты на посещение выставок можно только в кассе картинной галереи!

Компания "АРТГИТ" представляет уникальный выставочный проект "Сальвадор Дали "Священное послание"

Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. СВЯЩЕННОЕ ПОСЛАНИЕ» представляет самую масштабную графическую серию величайшего художника ХХ века – его иллюстрации к Ветхому и Новому Завету из частного итальянского собрания. Ни одной из 105 представленных на выставке работ Сальвадора Дали нет в собраниях российских музеев, что позволяет без преувеличения назвать этот проект уникальным.


Два тысячелетия Библия являлась Книгой Книг для европейского искусства, а в последние несколько столетий – для искусства всего мира. Многие художники, обращаясь к библейским историям, пытались в притчевой, иносказательной форме рассказать о своем времени и, одновременно, пытались найти ответы на вопросы, которые история ставила перед ними и перед всем человечеством.


Казалось, что искусство ХХ века уже далеко ушло в своих интересах от тем Ветхого и Нового Завета, но Библия продолжала волновать величайших мастеров искусства прошлого века, становясь для кого-то залогом возрождения религиозного сознания, а для кого-то источником поэтических образов. И каждый, прикасаясь к многовековой традиции воплощения вечных сюжетов, обращался к библейским текстам. Сальвадор Дали не был исключением. Но он предпринял рискованное предприятие – передать языком сюрреализма библейские истории и в этом смысле сломать существовавшие в изобразительном искусстве традиции.


Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Порой он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой представляет себя Спасителем мира. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор - Спаситель.


В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr.Giuseppe Albaretto) проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia Sacra) и с большим энтузиазмом принялся за его воплощение. Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного Писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и скрытый смысл и истину слов Великой Книги.


Выбор библейских тем для этого проекта был сделан самим Дали. В результате в 1963-1964 годах появились 105 работ, выполненных в смешанной технике, сочетающей акварель, гуашь, тушь, пастель, карандаш и переведенных в 1964-1967 годах в литографии. Таким образом, появился самый масштабный в творчестве Дали графический проект.


Каждая из 105 литографий, представленных на выставке, представляет собой попытку интегрировать фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника в удивительно емкий и в то же время загадочный мир библейских историй. Но, даже обратившись к библейским темам, он остается провокатором. Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Его мысли и образы, возникавшие под воздействием погружения в мир человеческой истории со дня сотворения мира, дарили свободу форме, содержанию и цвету.


Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения. Он строил свою жизнь на сюрреалистический манер - столь же безоглядно, как и свои произведения. Для Дали сюрреализм есть не просто течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль его жизни. Этот сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.


Его библейские работы при всей кажущейся на первый взгляд противоречивости и спорности привлекают внимание зрителей не только к живописи, но и к новому прочтению Священного Писания. Особенно это характерно для молодежи, склонной воспринимать мир по-своему и отвергать поучения и догмы предшествующих поколений. В этом особая миссия и значение библейских мотивов в произведениях Дали для наших дней.


Выставка «САЛЬВАДОР ДАЛИ. СВЯЩЕННОЕ ПОСЛАНИЕ», несомненно, раскрывает новые грани в творчестве Сальвадора Дали, равно как и открывает российскому зрителю неизвестного Сальвадора Дали.



В ПОИСКАХ БОГА И СЕБЯ


САЛЬВАДОР ДАЛИ

11 мая 1904 — 23 января 1989


полное имя - Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч маркиз де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dali i Domenech, Marques de Pubol.



Знаменитого испанского живописца, графика, скульптора, режиссёра Сальвадора Дали чаще всего называют "загадочным", "мистическим", "фантастическим", "таинственным" и т.п. В огромной литературе о нем, насчитывающей более тысячи статей и свыше сотни книг, жизнь и творчество мастера предстают как "вызов", как эпатаж общепринятых социальных и эстетических норм.


Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в г. Фигерас, провинция Жерона, в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.


В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Бонюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.


Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые он едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х Дали создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Бонюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену и творческую музу Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову).


Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жерона). В том же году впервые посещает США.


После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».


С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою известную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.


После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. С 1981 г. он серьезно болен. В 1982 г. умирает Гала.


Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в стене в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле не могли ходить люди.


В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа. Первый (1904-1928) — это время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями. Второй (1928-1947) — период программного сюрреалистического творчества. Третий, последний период (1948-1989) — это возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию, и художественному, и философско-религиозному, создание серии религиозных полотен, интенсивная работа в графике.


Библейские мотивы в произведениях Сальвадора Дали были всегда. Находясь в постоянном творческом поиске между реальностью и миром фантасмагории, он пытался найти Бога в окружающем мире и в себе. Порой он представляет Христа центром первозданной Вселенной, а порой представляет себя Спасителем мира. Ведь не случайно родители дали ему имя Сальвадор - Спаситель. Может быть, самой судьбою он был предназначен стать спасителем живописи от той смертельной опасности, которая грозила ей со стороны абстрактного искусства, академического сюрреализма, дадаизма и всех прочих анархических "измов" в целом.


В 1948 Дали возвращается из США в родной Фигерас. В это время он все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат» (1949), «Христос св. Иоанна на кресте» (1951), «Тайная вечеря» (1955), «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба» (1958-1959). Не менее интересны картины "Распятие или Гиперкубическое тело" (другое название «Corpus Hypercubus») (1954), «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Христос Сан-Хуана де ла Крус», (1951), «Вселенский собор» (1960) и многие другие. Все они раскрыли удивительные образы религиозного мировосприятия художника, его причудливое видение веры и Священного писания.


В 1963 году Сальвадор Дали получил предложение от Джузеппе Альбаретто (Dr.Giuseppe Albaretto) проиллюстрировать новое издание Библии (Biblia Sacra). Такой проект предполагал детальное и глубокое изучение текстов Священного писания, духовное проникновение не только в сюжетную линию повествования, но и скрытый смысл и истину слова Божьего.


Мистик и сюрреалист, он настойчиво заглядывал в подсознательное, пытаясь проследить его движение. Даже обратившись к религиозной теме, он остается эксцентричным провокатором. Для него всегда была характерна попытка увязать веру и науку. Так, например, после взрыва первой ядерной бомбы Дали искал мистический ответ в черных тучах, поднятых этим катаклизмом. Абсолютное видение значения всего этого должно быть даровано, как он считал, Божьей милостью и милостью правды. Идея Божьей милости была взращена в нем еще в детстве во время религиозного воспитания. Что же касается милости правды, то художник рассчитывал найти ее в открытиях современной физики. Хоть представления Дали о жизни, Боге и современной науке начали созревать в мозгу художника еще в Соединенных Штатах и стали проявляться в его работах того периода, но окончательно они созрели и стали приносить плоды лишь после возвращения на родину в Кадакес в 1948 году.


Творческий подход Дали к любой теме и сюжету был чрезвычайно своеобразен. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то мере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Художник наслаждается своим чувством свободы. Он освобождался от подсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его отличием от сумасшедшего было то, что он не был таковым.


Путь Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании и, особенно в его собственном. А собственное сознание было загадочным миром памяти и жизненного опыта, иногда реального, иногда придуманного, но искаженного с помощью увеличительного стекла его фантасмагорического видения. Используя свой параноидально-критический метод, он получал то, что он называл иррациональным знанием, и пытался пояснить его зрителям. Художник был твердо убежден, что для того, чтобы освободить глубоко запрятанные мысли, необходим разум сумасшедшего или кого-нибудь, кто из-за своего, так называемого, сумасшествия не был бы ограничен стражем рационального мышления, то есть сознательной частью разума с ее моральными и рациональными установками. Человек, находящийся в таком бреду, утверждал Дали, не был ничем ограничен или скован и потому просто был вынужден быть сумасшедшим. Однако, как уверял Дали своих зрителей, разница между ним и сумасшедшим была в том, что он не сошел с ума, следовательно, его паранойя была связана с критической способностью. Это парадоксальное утверждение стало фундаментом творчества Дали и создало ощущение бесспорной констатации и двусмысленности в его работах. Неопределенность стимулировала воображение зрителей, привыкших к миру спокойных пейзажей, портретов или групп классических обнаженных. Их интерес привлекали и возбуждали картины-головоломки с частыми эротическими намеками.


Дали говорил, что он «христианин и католик, но, чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется». Вот и его религиозные картины, затрагивая известные сюжеты, всякий раз выявляли, прежде всего, личностное отношение к религии (причем эти индивидуальные воспоминания или ассоциации напоминают сюрреалистические видения), безошибочно узнаваемый взгляд Сальвадора Дали.


Мир С. Дали - фантастический, причудливый, гротескный. Окунувшись в него легко переступить грань бреда и безумия. Проще всего заявить, что все это - наследие католической мистики или "иберийское неистовство", присущее каталонцу. Но дело обстоит не так просто. Много разных причин и обстоятельств сыграли свою роль, чтобы возник "феномен Дали", каким мы его видим в его картинах. Его произведения – это безумные фарсы, которые с редкостной дерзостью повествуют о жизни и смерти, о человеке и мире.


Дали выбрал особенный и своеобразный способ остаться непонятным. Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой. Он хотел превратить реальный мир в подобие своей сюрреалистической картины, а свои фантасмагорические картины приблизить к пониманию и отражению реального мира.


Так же как и в своих "религиозных" картинах, в гравюрах для Библии Дали прилагает сюрреалистический способ видения к каноническим евангельским сюжетам. Он был последовательным сюрреалистом. В сюрреалистические образы превращалось все то, что он делал, говорил, писал. И так же как он не мог быть просто монархистом, а должен был быть сюрреалистическим монархистом; так и в вере он - сюрреалистический католик. А это совсем не то же самое, что просто монархист и просто католик. Он строил свою жизнь на сюрреалистический манер - столь же безоглядно, как и свои произведения. Для Дали сюрреализм есть не просто течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль его жизни. Этот сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека. На меньшее он не соглашался.


Его картины не имеют ничего общего с ренессансной традицией жизнелюбивой эротики Боккаччо или Рабле. Жизнь, органическая природа и человеческое тело в глазах Дали вовсе не похожи на атрибут счастливой и праздничной полноты бытия. Они, скорее, суть какие-то чудовищные галлюцинации, внушающие художнику не ужас или отвращение, а необъяснимый неистовый восторг, своего рода мистический экстаз. Он твердой рукой направлял свои подсознательные импульсы в русло творчества и не собирался давать им бесцельно бушевать, расшатывая целостность личности.


Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.


И Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины и его признания не обошли таких тем, как сексуальная революция и гражданские войны, атомная бомба и нацизм, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. А католическая вера была, пожалуй, одной из важнейших тем мировосприятия и художественного самовыражения Дали. При этом всегда он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Наверное, того ему и надо было: ударить по здравомыслию, бросить вызов разуму и морали, и этот вызов был не только его личным делом. Это было главной целью сюрреализма.


Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи превратились, действительно, в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину, любой принцип, если этот принцип опирается на основы разума, порядка, веры, добродетели, логики, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.


Парадоксальны, взрывчаты и провокационны и заявления Дали по вопросам эстетического характера. Они соединяют в себе противоречия, они убийственны, они успешно приводят в ярость, как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. Тип мышления христианина Дали не только не избегает противоречий, он их жаждет, к ним стремится, ими живет. Алогизм, иррациональность – его программа и его стихия. Последовательность и цельность этого мышления достигаются за счет предельного напряжения ради абсолютного и тотального Противоречия. Священное пророческое безумие Спасителя-Сальвадора опровергает всю мудрость мира сего, как и полагается по традиции пророчествования. Безумно создавать смесь из фрейдизма и католицизма, публично оскорблять память любимой матери, расписывать свое эротическое чувство к фюреру нацистов, проповедовать "музейный стиль" и разрушение исторических памятников. Но именно таков был способ творчества Сальвадора Дали в жизни и искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния" (в широком смысле слова) не потому, что он "реакционер" или "католик", а потому, что он дискредитирует полярные смысл и ценности культуры. Он отчасти дискредитирует и религию, и безбожие, и нацизм, и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека, и неверие в него.


Десятилетия ученые, искусствоведы, художники и прочие ценители искусства спорят о творчестве и жизни Сальвадора Дали. Высказываются совершенно противоречивые суждения и гипотезы, мнения и научные изыскания. С работами Дали можно соглашаться и не соглашаться, принимать их или не принимать. Но одно безусловно признано всеми: Сальвадор Дали был и остается одним из величайших творцов и художников своего времени, талантливейшим представителем не только испанского искусства, но и звездой мирового масштаба. А его библейские работы при всей противоречивости и спорности привлекают внимание зрителей не только к живописи, но и к новому прочтению Священного писания. Особенно это характерно для молодежи склонной воспринимать мир по-своему и отвергать поучения и догмы предшествующих поколений. В этом особая миссия и значения религиозных произведений Дали для наших дней.



ЭКСПЕРТИЗА


Вся серия имеет индивидуальный сертификат подлинности от издателя Rizzoli, который подтверждает, что это действительно «единственный подлинный экземпляр № 17 "Священной Библии"». Там же утверждается, что «произведения в этом издании единственные и неповторимые и не будут перепечатаны, таким образом, никогда». Кроме этого подлинность гравюр выставки подтверждена заключениями международных экспертов. Каждая литография имеет сертификат международной специализированной организации «Европейский Союз - Эксперты Искусства» (Рим) и экспертное заключение Министерства культуры РФ, а также регистрационный документ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).


Европейский Союз - Эксперты Искусства был основан в 1992 году в Нюрнберге (Германия), чтобы активизировать культурные и художественные обмены между Германией и Италией. В 1993 он зарегистрирован также в Италии. Ассоциация состоит из экспертов в области искусства в различных дисциплинах. Ее деятельность охватывает всю территорию Италии. Имеет отделения и филиалы:


- в Испании (Delegazione: Av. Rep. Argentina, 70 (galeria) - 08023 Barcelona. Tel. 0034-932103721 / 0034-650243602);

- во Франции (Delegazione: 3, Rue de l'Agent Bailly, 75009 Paris. Tel. 0033-1-42851741);

- в Ирландии (Delegazione: 1, The Walk Woodpark Ballinteer, Dublin 16. Tel. 00353-866-088384);

- в США (4205 W. Anthem Wy. Suite#109, Phoenix, AZ. 85086, Tel. 001 623 582 4500).

Головной офис находится в Риме. Адрес: Европейский союз экспертов искусства - ONLUS, Виа Антонио Gallonio 8, 00161, Рим, ИНН 97099070589.


Тел.: 06.98358010, Факс 06.8928.4499, Тел. 339.6169616, e-mail: segreteria@espertiarte.it Веб сайт: http://www.espertiarte.it/


Европейский Союз Эксперты Искусства сотрудничает с другими родственными европейскими ассоциациями, для культурных обменов и передвижных выставок.


Все 105 гравюр из серии «Сальвадор Дали – Священная Библия», представленных на выставке, имеют сертификат подлинности, подписанный Президентом Ассоциации - Либерати Стефано (LIBERATI STEFANO, Via Carnia 21, 00161, Roma, Tel. 06.916508551, 3396169616, Fax 06.62276627, e-mail: stefano.liberati@espertiarte.it )


ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ


Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.


Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.


Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно.


Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность.

Последние новости

Календарь событий


« Сентябрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   

2013 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин