Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Западноевропейское искусство XVI - XIX вв.

Р.Гирландайо (1483-1561) - мастерская. Мужской портрет.Основная часть произведений западноевропейского искусства поступила в Тамбовскую галерею из собраний графа П.С. Строганова (1823-1911) и известного ученого Б.Н. Чичерина (1928-1904). Характер и структура коллекции западноевропейского искусства в полной мере отразили как индивидуальные вкусы бывших владельцев, так и некоторые особенности художественного коллекционирования в России. Значительные разделы коллекции посвящены итальянскому искусству XVI-XIX вв., а также нидерландскому, фламандскому и голландскому искусству XVI-XVII вв.

 

Наиболее ранние произведения итальянского искусства в галерее относятся к XVI веку. Так, флорентийская школа, где зародились все главные этапы ренессансного развития, а в середине XVI века возник маньеризм, знаменующий отход от гуманистических традиций, представлена двумя портретами.

 

Один из них "Мужской портрет" относится к мастерской Ридольфо Гирландайо (1483-1561). Другой, т.н. «Певец» приписывается кисти другого представителя флорентийской школы Алессандро Аллори (1535–1607), племянника и достойного ученика Аньоло Бронзино, крупнейшего мастера флорентийского маньеризма. А. Аллори следовал позднему стилю Бронзино. Манера художника отличается холодностью, официальностью.

 А.Аллори (1530-1607) - приписывается. Певец.

Чертами маньеризма отмечена картина «Святое семейство и св. Екатерина», традиционно связываемая с именем ученика Рафаэля Джулио Романо (1492–1546), творчество которого принадлежит к римской школе. Работа носит не вполне завершенный характер. Несколько лет назад на ободе колеса св. Екатерины была обнаружена надпись. Возможно, прочтение ее прольет свет на историю картины.

 

Ученик и последователь Веронезе Франческо Монтемеццано (ок. 1540-ок. 1600) работал в Вероне и в Венеции. «Оплакивание Христа (с символами страстей)» (после 1580) — одна из немногих подписных работ художника. Предположительно, это эскиз алтарной композиции.

 

 К теме "оплакивания" обращается и один из последних представителей венецианского чинквеченто Якопо Пальма Младший (1544-1628). Его кисти  принадлежит  полотно «Оплакивание ХрЯ. Пальма Младший (1544-1628). Оплакивание Христа.иста», датируемое примерно 1600–1610 гг.

 

Венецианскую школу на рубеже XVII-XVIII вв.в представляет Антонио Дзанки (?) (1631-1722). В его картине «Юдифь с головой Олоферна» (?) заметно влияние академической живописи. Вместе с тем, как истинный венецианец Дзанки утверждает эстетическую самоценность цвета. Картина признана образцом зрелой манеры художника, редким примером его станковой живописи.

 

Ведущим стилем в последующую эпоху (XVII — сер. XVIII вв.) становится стиль барокко. Композиция «Вознесение мадонны» исполнена Джованни Франческо Романелли (1617-1662), учеником Пьетро да Кортона, известного мастера барокко в Риме. Это эскиз росписи главного алтаря церкви монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии.

 

Барочные тенденции прослеживаются в творчестве другого римского художника Франческо Тревизани (1656–1746), хотя, в целом оно оставалось в рамках академизма. Как изящная грациозная сцена воспринимается «Мадонна со святыми», где младенец держит в руках пламенеющее сердце. Стремление к идеализации образов заметно в картине «Мадонна с младенцем». Еще одна работа Тревизани «Смерть св. Иосифа» является эскизом к алтарной композиции в церкви Сант Иньяцио в Риме.

 Ф.Тревизани (1656-1746). Мадонна со святыми.

Значительное место в искусстве XVII века заняла неаполитанская школа. Здесь работал испанский художник Хосе де Рибера (1591–1652). «Философы» и «Апостолы» Риберы имели огромный успех и оказали воздействие на многих неаполитанских художников. К этой традиции близок «Архимед» Мастера «Благовестия пастухам» (сер. XVII в.). По сути, это портрет одного из современников художника.

 

Прославленный неаполитанский художник Сальватор Роза (1615–1673) создавал романтические пейзажи, воспевающие красоту первозданной природы, ее связь с человеком. Ему приписывается «Пейзаж с фигурами рыболовов», рождающий, как и другие работы художника, множество  поэтических ассоциаций.

 

Главой неаполитанской школы к концу XVII - первой половине XVIII вв. становится Франческо Солимена (1675-1747). Его многофигурная композиция «Распятие апостола Петра», внешне напряженная и динамичная, лишена внутреннего страстного пафоса мастеров раннего барокко.

 

В XIX веке Неаполь выдвигается как один из центров обновления искусства, в частности пейзажной живописи. Здесь возникает школа Позиллипо, объединившая художников-пейзажистов. Одним из основателей школы был художник Джачинто Джиганте (1806-1876). Его «Пейзаж в Кампании» (1843) проникнут светлым ощущением жизни.

 

Алессандро ла Вольпе (1820–1887) участвовал на неаполитанских выставках с 1848 года. Пейзаж «Город в горах» запечатлел вид небольшого городка, где жилые строения, кажется, живут одной жизнью с окружающей природой. В традициях позиллипистов художник усиливает живописное начало, не отступая от документальной точности.

 Ф. Солимена (1657-1747). Распятие апостола Петра.

Если пейзажисты в Неаполе разрабатывали собственное направление видового пейзажа, то Джованни Мильяра (1785–1837) продолжил принципы ведуты XVIII века. Пейзажи «Венецианский дворец» (1830), «В монастыре» (1833) стилистически близки к венецианской линии архитектурного пейзажа, привлекают живописной, пластической трактовкой форм.

 Д.Мильяра(1785-1837). В монастыре. 1833.

Упомянем еще два произведения итальянской живописи. К одному из них вполне применимо определение «россика», ибо оно создано мастером, много лет работавшим в России. Это полотно Антонио Джамбаттисты Перезинотти «Воины около развалин дворца» - образец тех многочисленных ландшафтов с руинами, которые украшали дворцы русских вельмож, отголосок классицистических видений своей эпохи. Другая работа - это прекрасная копия итальянского художника XIX века Карло Морелли (… - 1855) подготовительного эскиза Лодовико Карди (Чиголи) в галерее Корсини к большому алтарному образцу «Троица» в церкви Санта Кроче, Флоренция (1592).

 Л.Бартолини, (1777-1850). Смирение.(Вера в Бога)

В экспозицию итальянского искусства в галерее включены произведения скульптуры. Среди них статуя «Смирение» Лоренцо Бартолини (1777-1850) - авторское повторение широко известной композиции, исполненной в традициях классицизма. Другая работа - уникальный рельеф в стиле скульптуры кватроченто «Мадонна с младенцем». Автор рельефа Джованни Бастианини (1830-1868) прославился как фальсификатор ренессансной скульптуры. Варианты композиции находятся в Лондоне, Шеффилде, Нью-Йорке.

  

Не менее интересен раздел нидерландского, фламандского и голландского искусства XVI-XVII веков.

 

Гордостью коллекции является единственное произведение нидерландской школы «Мадонна с младенцем» (1530/31) выдающегося мастера Северного Возрождения Яна ван Скореля (1495–1562). Картина служила левой створкой диптиха. Правая створка с изображением мужчины хранится в музее Берлина (Далем). Как представитель зрелого романизма Скорель опирался на лучшие достижения итальянского искусства. «Мадонна с младенцем» привлекает смелостью манеры, красотой и тонкостью колорита, воздушностью среды.

 

Особенности развития фламандского искусства XVII века определило творчество П.П. Рубенса (1577-1640), создавшего глубоко национальный фламандский вариант стиля барокко. Влияние Рубенса чувствуется в небольшой картине его ученика Теодора ван Тюльдена (1606-166Д.Тенирс Младший (1610-1690). Музыкант.9) «Святой Иероним со львом в пещере», привлекающей светской трактовкой образа героя.

 

Среди младших современников Рубенса большой популярностью пользовался Давид Тенирс Младший (1610-1690). Ученик своего отца, он испытал в начале 1630-х гг. сильное влияние А. Браувера (ок. 1606-1638). Тенирс часто писал жанровые сцены с небольшим число действующих лиц. Картина «Музыкант» — характерный пример его искусства.

 

Иным путем развивалось искусство Голландии, первой в Европе буржуазной республики. Реалистическая направленность голландского искусства ярко проявилась в пейзаже. Правдивый образ родной природы создает известный пейзажист Ян ван Гойен (1596–1656) в картине «Вид на реке Маас».

 

Рассказ о водной стихии, близкой сердцу каждого голландца, продолжает пейзаж Йоахима де Вриса (1600-1670) «Море у берегов Голландии», запечатлевший взволнованное бурное море.

 

Кажется, что вода торжествует и в «Пейзаже» известного мастера Арт ван дер Нера (1603/4 — 1677), вплотную подступив к жилым постройкам, обрамленным деревьями. Небо, вода и земля с людьми сливаются в один образ, исполненный чуть грустной поэзии.

 

Эволюцию портретного жанра в голландском искусстве XVII века можно проследить на примере трех портретов из коллекции галереи. «Мужской портрет» (1627) Михила Янс ван Миревелта (1567–1641) знаменует переходный этап от искусства XVI века к XVII столетию. Общая репрезентативность композиции, статичность позы сочетаются в нем с правдивой убедительностью изображения лица.

 

«Старик с трубкой» (1641/?/51) Фердинанда Бола (1616-1680), ученика Рембрандта (1606-1669) относится уже к другому этапу. Сюжетная завязка, аксессуары сообщают портрету характер жанровой композиции. Подкупает простота и демократичность образов старика и мальчика, выразительность характеристик, свободная раскованность поз.

 П. Назон, (1612-1688/90/91). Портрет бургомистра города Гарлема. 1664.

Новые тенденции проявляются в красивом парадном «Портрете бургомистра города Гарлема» (1664) работы Питера Назона (1612–1690) и «Портрете молодого человека» Каспара Нетшера (1635/36–1684). Изменения коснулись не столько внешних приемов, сколько появления нового образа представителя голландской буржуазии, пришедшего на смену образам ранних портретов Миревелта. Взамен простоты и грубоватой мужественности на передний план выступают изнеженность, манерность, самовлюбленность, что вызвано переменами в голландском обществе.

 

Значительное развитие получил бытовой жанр. Гротесковый характер имеют образы крестьян в «Сцене в кабачке» Эгберта ван Гемскерка (1634/35–1704). 

  

Особняком стоит картина «Обоз» («Переправа вброд»), относящаяся к школе Класа Берхема (1620–1683), представителя итальянизирующего направления. Картина переносит в обстановку итальянской пастушеской жизни. В композиции и колорите заметно проявляются барочные черты.

 

Завершает раздел голландского искусства «Марина» (1856) Германа Куккука (1815–1882), в которой нашел отражение вновь возросший с первой половины XIX века интерес голландских художников к изображению родной природы как продолжение традиции XVII века.

 

Произведения французских художников XVII-XIX вв. из коллекции галереи не могут дать целостного представления о развитии французского искусства, но позволяют охарактеризовать некоторые важные этапы и явления его истории.

 

«Мужской портрет» относится к мастерской Гиацинта Риго (1659–1743), придворного портретиста стареющего «короля-солнце» и сохраняет рамки репрезентативного барокко XVII столетия.

 

Творчество Жана Оноре Фрагонара (1732–1806) завершает XVIII век и открывает следующее столетие, вобрав в себя элементы рококо и классического стиля, сентиментализма и реалистического восприятия мира. В картине «Счастливое семейство» художник затрагивает тему воА.Девериа (1800-1857). Петр I в Голландии. 1825спитания детей, труда, бедности, тяготы которых искупаются любовью, взаимной привязанностью всех членов семьи.

 

Ашиль Девериа (1800–1857) более известен как график. Однако он создал ряд живописных произведений романтического толка, в которых утверждал образ положительного благородного героя. К их числу принадлежит картина «Петр I в Голландии» (1825).

 

Шарль Эмиль Жак (1813–1894) также начинал свой путь как график. Позднее он обратился к живописи и обрел известность как автор картин, изображавших пейзажи и домашних животных и птиц. Его кисти принадлежит картина «Куры».

 

К работе Жака примыкает по своему характеру картина «Коровы на лугу» малоизвестного художника Ж.Б. Фома (или Фоу).

 

Хюгюэ Мерль (1823–1881) писал портреты, жанровые и исторические композиции. В своем творчестве он полностью оставался на позициях академического искусства с оттенком сентиментальности и нравоучительности. Такова картина «В мастерской художника» (1853).

 

Скульптор Кристоф Фратен (1810-1864) выставлялся в Парижском Салоне с 1831 по 1863 год. Он разделял реалистический подход к натуре художников-барбизонцев, часто обращался к простым будничным сюжетам, раскрывая скрытую поэтику окружающего мира. Теленок под надежной защитой матери в композиции «Корова с теленком» — в этом произведении привлекает умение автора очеловечить поведение животных, раскрыть момент проявления нежности, материнской заботливости.

 

В последней четверти XIX века в среде французских художников распространяется увлечение темой Востока. Статуя Георга Гитте (1872–1902) «Разносчик воды» изображает африканца с бурдюком за спиной. В скульптуре много правдивых убедительных деталей, но автору не удается достичь подлинной остроты социального звучания.

 Н.Нейшатель (ок. 1520/27-ок.1567). Портрет нюрнбергского ученого И. Нейдорфера.

К немецкой школе обыкновенно относят творчество Николаса Нейшателя (ок. 1520 - ок. 1567). Нейшатель родился в Нидерландах, но с 1540-х гг. работал в Нюрнберге. Соединяя опыт нидерландских и немецких художников, Нейшатель утверждал традиции реалистического портрета. В Тамбове хранится «Портрет нюрнбергского ученого Иоганна Нейдорфера» — этюд или авторское повторение фрагмента «Портрета И. Нейдорфера с сыном» из Мюнхенской пинакотеки.

 

Вильгельм Фредерик ван Ройен (1645/54–1723) родился в Голландии, но впоследствии работал придворным художником немецких курфюрстов, был членом Берлинской Академии искусств, затем ее директором. В «Натюрморте с битой дичью» Ройен обращается к излюбленным голландским мотивам, соединяя элементы натюрморта и пейзажа.

 

Панорамность видения, трепетное отношение к миру природы в его разнообразных проявлениях характеризуют «Пейзаж с руинами» неизвестного немецкого художника XVIII века. Возможно, это фрагмент более крупного произведения, запечатлевший Дунайский (?) вид.

 Э.Герхардт (1813-1888). Дом мавра Отелло в Венеции. 1856.

Художник Эдуард Герхардт (1813–1888) много путешествовал и получил известность как мастер видового пейзажа. Пейзаж «Дом мавра Отелло в Венеции» — городской вид, в котором художник стремится оживить неуловимую атмосферу минувшей эпохи.

 

«Школьник» (1880) Франца Тона (1851–1906) воспринимается как жанровая сценка в духе бидермейера.

 

Искания нового времени отразили в своих произведениях Макс Шлихтинг (1866-1937) и Берта Шрадер (1845-1920). Живописец, иллюстратор, литограф Макс Шлихтинг в своем голубом пейзаж отдал дань увлечения достижениями импрессионистов.

 

Берта Шрадер известна как представитель Веймарнской школы дивизионизма, возникшей под влиянием системы французского неоимпрессионизма, разработанной Ж. Сера и П. Синьяком. Для ее манеры характерно разложение сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются мелкими раздельными мазками в расчете на оптическое смешение. Таков ее «Пейзаж» (1914).

 

Искусство других стран Европы представлено в коллекции галереи отдельными произведениями.

 

Натюрморт «Цветы и фрукты» (1803) австрийского художника Иоганна Батиста Дрехслера (1758–1811) исполнен в традициях XVIII века. Хотя крНеизвестный швейцарский (?) художник XIX в. После дождя.аски значительно потемнели от времени, натюрморт сохраняет черты праздничной нарядности, декоративности.

 

К швейцарской школе традиционно относятся два пейзажа «Сбор сена в горах» и «После дождя», отличающиеся красивой сочной живописью.

 

Стремление к поэтизации прошлого, ретроспективизм живописи - так можно охарактеризовать работы бельгийского художника Иозефа ван Оуденховена (ок. 1845-…) «Прогулка», «У рояля». К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни этого мастера.

 

Шведский художник Аксель Нордгрен (1828–1888) был близок к Дюссельдорфской школе. Элементы жанра в пейзаже «Лапландец с факелом» помогают ярче выявить своеобразную суровую красоту северной природы.

 

Художник из Чехословакии Ян Коян (1886–1951) испытал влияние творчества П. Сезанна, что заметно сказалось на его творческой манере. Многие картины Кояна посвящены жизни рыбаков.

 

Жизни простых людей посвятил свое творчество и венгерский художник Иштван Межи-Сабо (Род. 1927). Картина «Погонщик буйволов» (1979) напоминает фреску, благодаря монументальности композиционного строя, плоскостности трактовки форм, характера цветового решения. Картина была подарена Тамбову делегацией области-побратима Толна (Венгрия).

Календарь событий


« Июнь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
  

2013-2017 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин