Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Русское искусство XIX - нач. XX вв.

В.А. Тропинин (1780-1857). Старуха с чулком

С искусством крупнейшего русского портретиста I половины XIX в. В.А. Тропинина знакомят два портрета, созданные в 1820-х гг. и представляющие как бы две стороны его творчества. «Старуха с чулком» - типичный для Тропинина жанровый портрет, в котором образ пожилой русской женщины, занятой вязанием, лишен всякой условности и идеализации.

 

В «Портрете А.А. Санникова», московского театрала 1830-х гг., созданный Тропининым тип москвича-жизнелюба и сибарита, спокойного и благодушного, вступает в некоторое несоответствие с окружающим его романтическим антуражем.

 

Влияние романтизма испытал и П.З. Захаров, талант которого в свое время высоко ценил К.П. Брюллов. Захаров создал серию портретов людей русской культуры, работу над которой прервала смерть в 30 лет. Хранящийся в галерее юношеский автопортрет - одно из лучших произведений художника.

 

По-своему интерпретировал романтические тенденции начала XIX века итальянец А. Молинари, ставший очень популярным светским портретистом благодаря выработанному им своеобразному стилевому штампу. К числу произведений Молинари относятся живописный «Портрет П.А.Тимофеевой, рожд. гр. Воронцовой» (одна из немногих подписных картин художника), портрет её супруга А.У. Тимофеева, а также графический «Портрет А.Г. Петрово-Солового».

 

ТвК.П. Брюллов (1799-1852). Портрет гр. П.С. Строгановаорчество выдающегося русского художника 1-й половины XIX столетия К.П. Брюллова представлено в галерее тремя полотнами, созданными в последние годы его жизни в Италии. К 1850 году относятся два эскиза «Политическая демонстрация в Риме в 1846 г.» к задуманной, но не осуществленной картине.

 

В это же время написан один из лучших поздних портретов Брюллова — «Портрет гр. П.С. Строганова». Подчеркнутая пластичность, строгость и чеканная ясность изобразительного языка, резкие светотеневые контрасты помогли художнику создать полный жизненной правды, сдержанного благородства и тонкого интеллекта образ.

 

Представитель академической школы 40-50-хх гг. Н.П. Ломтев, испытав влияние Брюллова, пытался воплотить романтические пристрастия эпохи в своих исторических произведениях. Однако, композиция эскиза «Христос и Самаритянка» выстроена еще по всем строгим правилам академического классицизма.

 

Романтические тенденции нашли отражение и в русской пейзажной живописи. Неслучайно появление целой серии ночных пейзажей при луне в позднем творчестве С.Ф. Щедрина, целиком посвятившего свое искусство изображению живописной природы Италии. Таков его пейзаж "Лунная ночь в Неаполе"

 

Чуть позже Щедрина здесь, на юге Италии, продолжают писать этюды с натуры и другие русские художники, например, пенсионеры Академии художеств  Л.Ф. Лагорио и А.Ф. Чернышев, чьи работы представлены в экспозиции

 

Неоценим вклад в развитие русской пейзажной живописи братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых. Совершив в 1838 году плавание по Волге и выполнив в ходе его десятки этюдов, рисунков, они продолжали работать над вдохновившей их темой, даже уехав в Италию.

 И.К. Айвазовский. Вид на Чёрное море.

Маринистов И.К. Айвазовского и А.П. Боголюбова считают представителями позднего романтизма в русском академическом пейзаже.

 

«Вид на Черное море» (1873)  И.К. Айвазовского относится ко времени, когда художник под воздействием "передвижнического" пейзажа постепенно меняет свой художественный метод. Отказываясь от аффектации, яркой локальной живописи, он простыми средствами, почти монохромной голубоватой цветовой гаммой, основанной на передаче светотеневых отношений, изображает любимый им мотив раннего летнего утра.

 

Ю.Я.Леман. Провинился

А.П. Боголюбов в картине «Вид на Балтийское взморье», сохраняя прежний интерес к панорамному пейзажу, большим и

большим водным пространствам, демонстрирует и некоторые пленэрные завоевания в передаче наполненного движением, набегающего на берег свинцово-тяжелого моря, мягкой насыщенной влагой и блеском брызг воздушной среды.

 

Не может быть забыто скромное участие в процессе сложения нового реалистического пейзажа и таких художников, как эстонец Е.Э. Дюккер. Его пейзажи начала 1860-х гг. (два из них хранятся в галерее), любовно и точно изображающие балтийское побережье, поразили при появлении на выставке такого строгого ценителя, как В. Стасов.

 С.М. Грибков. Перед венцом

В области популярной в середине XIX в. перспективной живописи крупнейшим мастером был академик С.М. Шухвостов. Одна из немногих сохранившихся его картин - «Интерьер монастырской церкви» (1852).

 

60-70-е гг. XIX столетия - важный этап в формировании демократического бытового жанра. Своеобразное место в жанровой живописи 60-х гг. занимают небольшие картины из жизни городской голытьбы или нищей деревни Л.И. Соломаткина.

 

Иными художественными впечатлениями и традициями питалось творчество Ю.Я. Лемана, прожившего почти всю жизнь за границей и известного как автор модных дамских «головок». Картина «Провинился» (1861) занимательностью и даже сентиментальностью сюжета  близка европейскому бидермейеру.

 

Малоизвестен сейчас мастер критического реализма 60-70-х гг. живописец С.И. Грибков. Его  картина «Прерванный завтрак» бесхитростно и с легким юмором рассказывает о жизни «маленького человека», «выбившегося в люди» мелкого чиновника и вызывает определенные ассоциации с творчеством П.А. Федотова и литературными образами Н.В. Гоголя. Стремление сосредоточиться на личном мире героев,  некоторая театральность и перегруженность деталями композиции присущи и большому полотну Грибкова «Перед венцом».

 И.И. Гладышев. Портрет сыновей художника

Тему «неравного брака», униженного и бесправного положения женщины в обществе неоднократно разрабатывал и Ф.С. Журавлев. Картина «После венчания» (1874) типична для него, хотя и не может быть отнесена к числу лучших работ художника.

 

Портретными работами представлено в галерее творчество А.И. Корзухина и К.Е. Маковского, начинавших свой путь вместе с Ф.С. Журавлевым в качестве участников «бунта 14», а затем членов Петербургской Артели художников. «Портрет А.В. Вышеславцева» (1880) относится к числу лучших работ А.И. Корзухина в этом жанре. С большой симпатией рисует художник образ русского интеллигента, врача и путешественника, историка искусства и собирателя картин, нашего земляка, завещавшего свою коллекцию родному городу.

 

С Тамбовом связана деятельность преподававшего здесь в мужской гимназии бывшего выпускника Академии художеств И.И. Гладышева. Среди немногих уцелевших его произведений выделяется «Портрет сыновей художника» (около 1860), в котором художнику удалось передать непосредственность детских образов.

 

Подолгу жил и работал на Тамбовщине, черпал здесь сюжеты своих живописных и акварельных произведений известный мастер русской графики П.П. Соколов, сын знаменитого акварелиста П.Ф. Соколова. К множеству созданных им правдивых портретов-типов и сцен из жизни мелкопоместного «оскудевшего» дворянства относится и жанровый портрет «На покое» (1858).

 

Среди произведений бытового жанра в собрании галереи выделяется полотно Н.П. Загорского, одного из скромных, но одаренных и честных служителей русского реалистического искусства, чьи картины на темы городской и деревенской жизни регулярно появлялись на выставках в Академии, а позже — у передвижников. «Семейная сцена» (1875) — раннее произведение художника, получившее высокий отзыв П.П. Чистякова. После экспонирования на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 г. оно выпало из поля зрения исследователей, считалось утерянным, и лишь приобретение его несколько лет назад галереей и основательная реставрация вернули картину к жизни.

 

Известный русский жанрист К.А. Трутовский  писал  произведения, посвященные быту украинского народа.   В картине «У плетня» (1879)  все создает впечатление некоей праздничной идилии народной жизни.

 

В галерее представлены жанровые работы некоторых других мастеров академической школы 2-й половины XIX в. Среди них полотно «Охота с борзыми» (1893) крупнейшего мастера-анималиста Н.Е. Сверчкова.

 

 «Сцена на берегу моря» (начало 1880-х) известного жанриста и баталиста А.Д. Кившенко создана во время посещения Нормандии. Написанные там художником этюды отличаются светлой и звучной красочной гаммой, свободой живописных приемов.

 

Бурное развитие бытовой картины коснулось и творчества академика исторической живописи А.Н. Новоскольцева, отдавшего дань жанру в ряде произведений.

 А.Н. Новоскольцев. На исповеди

«На исповеди» — достаточно глубокое по выразительности образов полотно, построенное на броском живописном и психологическом контрасте, мастерской передаче световоздушных эффектов, сильной, сочной живописи.

 

Галерея по праву может городиться своей коллекцией картин русской реалистической пейзажной живописи 2-й половины XIX века. 

 

М.К. Клодт проникновенно и просто показывал в своих небольших картинах («Дорога в лесу») красоту типично русских мотивов природы. В полотне «Сосна» (1868), послужившем, видимо, этюдом к поздней картине «Лесная даль в полдень» (1878), Клодт, предвосхищая И.И. Шишкина, ставит новую для себя задачу создания эпически звучащего образа родного края.

 

«Березовый лес» (1875) И.И. Шишкина относится к произведениям, в которых он ищет подходы к раскрытию эпической темы, мастером которой со временем становится.

 А.Н. Шильдер (1861-1919). Ручей

Ученик и отчасти последователь Шишкина А.Н. Шильдер был обязан учителю скрупулезным знанием лесных мотивов, сильным рисунком. Он создавал такие притягательные, правдивые, сохраняющие свежесть чувства натуры картины русского леса, как «Ручей» (1885).

 

А.К. Саврасов по праву считается родоначальником не только национального демократического, но и лирического пейзажа. На протяжении всего творчества он любил писать мотивы поздней зимы, от которых веет настроением грусти, одиночества, щемящей печали. Принадлежащая галерее «Зима» относится к последнему и противоречивому периоду его творчества.

 

«Ночь на Волге» — типичный образец своеобразного и яркого графического наследия Саврасова. Это не набросок, а вполне самостоятельное станковое произведение, исполненное в необычной смешанной технике.

 

Поэтический смысл в самых будничных явлениях умел увидеть ученик и друг Саврасова, художник лирического дарования Л.Л. Каменев.

 

Наиболее значительное произведение художника 60-х гг. - картина «Песчаная отмель» (1865). Получившая в 1865 г. первую премию на конкурсе ОПХ, в 1872 г. экспонировавшаяся в Москве на I выставке передвижников, картина попала на Тамбовщину, в коллекцию Б.Н. Чичерина.

 Л.Л. Каменев. Песчаная отмель

Другая работа Каменева «Вид из окрестностей села Поречье», вариант одноименной картины 1869 года (ГРМ), представляет новый этап в творчестве мастера, стремящегося к созданию не просто «портрета» конкретной местности, но обобщенной картины русской природы.

 

Природа Тамбовского края вдохновила младшего современника Каменева Ф.А. Васильева.   Этюд «Вечер» был написан в окрестностях имения Знаменское гр. П.С. Строганова, которое художник посетил в 1869 году.

 

Экспонировавшаяся на XXVII выставке ТПХВ картина А.А. Киселева «Мокрый день» (1898) мастерски передает состояние природы после бурного летнего ливня, яркую зелень, словно умывающуюся в лучах солнца. Неслучайно И.Е. Репин говорил, что картины этого пейзажиста производят «освежающее впечатление». Этюд «Боржоми» относится к числу многочисленных пейзажей, написанных Киселевым в 90-е гг. на Кавказе.

 А.А.Киселев. Боржоми

Старейший передвижник Н.Н. Дубовской лучшие свои картины создает в поздний период - 1900-е гг. Его небольшой этюд «Весеннее поле» (1905) отмечен новыми для Дубовского пленэрными исканиями. Обобщенная, свободная пастозная живопись передает свежие краски нежной зелени, мягкого влажного весеннего воздуха, пробудившуюся от зимней спячки землю.

 

Красота средней полосы России влекла к себе и В.Д. Поленова. Многие поэтические этюды были написаны художником в живописном имении его дяди Л.А. Воейкова Ольшанка Тамбовской губернии. Однако пейзаж Поленова «Серый день», скорее всего, создан в поздние годы. Живя на Оке, художник с восторгом пишет бесчисленные вариации полюбившегося мотива - спокойно текущую меж пологих берегов Оку, просторы лугов и полей.

 

Разностороннее творчество В.А. Серова представлено в галерее «Портретом Б.Н. Чичерина» (1903), уроженца Тамбовщины, ученого и либерального деятеля, любителя и собирателя произведений искусства.

 В.А. Серов. Портрет Б.Н. Чичерина

Небольшой акварельный этюд Серова "Служитель Московского Исторического музея" выполнен в 1892 году во время работы над портретом историка и археолога И.Е. Забелина.

 

Хранящиеся в галерее произведения мастеров рубежа XIX-XX вв. демонстрируют многоликую и сложную картину развития русской культуры этой эпохи, знакомят с творчеством представителей разных направлений и объединений.

 

В области жанровой живописи демократические традиции передвижников по-своему продолжает член ТПХВ Н.П. Богданов-Бельский. Картина «Новые хозяева» отражает одно из типичных явлений тогдашней действительности.

 

В традициях позднего реалистического жанра написаны картины «Зеленый попугай» малоизвестного художника П.И. Субботина, «Дед и внуки» баталиста и жанриста И.А. Владимирова.

 

Поверхностно-иллюстративное решение сюжета, темная живопись картины «В избе» (1910-е гг.) С.И.Криволуцкого свидетельствуют о неизжитых этим художником традициях не только ранних передвижников, но и академической школы живописи. С.И. Криволуцкий  после окончания мастерской В.Е. Маковского в Академии художеств работал на Тамбовщине.

 Н.П. Богданов-Бельский. Новые хозяева

В произведениях же большинства художников кон. XIX - нач. XX вв., в частности молодых передвижников, на смену социально-критическому «классическому» жанру приходит более созерцательно-поэтический взгляд на мир. Происшедший в русской живописи заметный сдвиг в сторону пейзажа сообщает «пейзажную окраску» и бытовой картине.

 

Типично для этих тенденций раннее полотно С.А. Виноградова «Странники на отдыхе» (1895), в котором, сохраняя жанровую основу художник основные акценты переносит с повествовательности и внешнего действия на живописное и эмоциональное восприятие натуры, настроение.

 С.А. Виноградов. Странники на отдыхе.

Все чаще художников увлекают не столько быт или событие, сколько сам характер народного духа, поиски национального идеала. А.П. Рябушкин (помимо исторических композиций) постоянно обращался к теме крестьянской жизни. Но его любовь к деревне, в отличие от передвижников,  лишена идейной тенденциозности. Живописная радость и праздничная приподнятость царят и в эскизе «Воскресенье в деревне» (1892).

 

Тема национальной самобытности, красоты крестьянского быта увлекла в начале XX в. и Н.Я.Симонович-Ефимову, создавшую на Тамбовщине серию ярких, насыщенных цветом, подлинно монументальных полотен.

 

Центральное место среди них занимает «Хоровод» (1914), в котором автор поэтично воспевает столь поразившие ее красоту крестьянок, их прирожденную извечную стать, степенные плавные движения, величественные и захватывающие декоративностью костюмы.

 Н.Я, Симонович-Ефимова. Хоровод

Необычная по теме и живописи картина А.Н. Арженникова «Сцена в кабаке» (1916) свидетельствует об увлечении молодого художника импрессионистической манерой, показывает своеобразный срез русской жизни того времени.

 

Один из крупнейших мастеров нач. ХХ в., родоначальник русского импрессионизма К.А. Коровин представлен ранней работой «На этюдах. Абрамцево», изображающей, по традиционной версии, друга художника - В.М. Васнецова.

 

Д.А.Щербиновского считают характерным представителем «северного импрессионизма». Пейзажный этюд «В парусной лодке», написанный в серебристо-серой гамме, широким вибрирующим мазком, создает ощущение наполненного солнечным светом, влажным воздухом и шумом ветра морского простора.

 

Картина В.К.Бялыницкого-Бируля «Ранняя весна» (1912) изображает типичный для художника мотив начала пробуждения природы, полный поэзии пустынный уголок северного пейзажа. Большинство пейзажей художника создано на севере Тверской губернии, где вместе с ним в начале XX века работали его друзья, члены Союза русских художников А.С. Степанов, С.Ю. Жуковский и др.

 

Именно в этих местах написан С.Ю. Жуковским «Осенний вечер», эскиз к известной картине 1905 года. Пленэрность, лирическое настроение грусти об ушедшем лете сочетаются в этой работе с новыми исканиями художника в области обобщенно-декоративного решения пейзажной картины.

 Л.В. Туржанский. Этюд с лошадью

«Этюд с лошадью» (1914) Л.В. Туржанского, певца деревенского пейзажа, оживленного написанными фигурками домашних животных, раскрывает типичные особенности его живописи.

 

К деревенской тематике обращался и один из учителей и товарищей Туржанского по СРХ А.С.Степанов. Его живописные и графические работы (гуашь «Зимка. В деревне») всегда отличаются предельной обобщенностью и поэтической простотой.

 

Этюд «Река Белая» относится к серии уральских и башкирских пейзажей, созданных А.М.Васнецовым в 1890-е гг. Стремясь воплотить поразившую его воображение величавую, девственную природу, он развивает редкую для искусства СРХ эпическую линию пейзажной живописи.

 П.И.Петровичев. Мороз и солнце

Полотно «Мороз и солнце» (1917) дает представление о творчестве ученика И.И. Левитана П.И.Петровичева. Своеобразная живописная техника художника – мелкие, плотно положенные, напоминающие мозаику, красочные мазки, - позволяют Петровичеву выразить трепетное ожидание пробуждения природы.

 

Пейзажными работами в основном представлено в коллекции и творчество членов объединения «Мир искусства», крупнейшей фигурой которого был А.Н. Бенуа. Увлекаясь историческим прошлым, в частности эпохой Людовика XIV, Бенуа создал в разное время две серии произведений, воспевающих красоту королевского Версаля. К серии 1905–1906 гг. относится картина «Версаль».

 

Молодой художник К.А. Сомов, товарищ Бенуа по «Миру искусства», в начале 1900-х гг. увлеченно работает  над мотивами царских парковых резиденций в окрестностях Петербурга. В таких работах, как «Липовая аллея в Ораниенбауме» (1901), подчеркнутые геометризм и кулисность композиции, предельная обобщенность формы, силуэта и цвета, откровенная стилизация подчинены не столько передаче живой конкретной натуры, сколько решению художником чисто декоративной задачи.

 

Элегическое настроение, поэзия не только настоящего, но и прошлого, заложенная в пейзаже З.И. Серебряковой «Петергоф. Дворец Марли» (1910-е), во многом роднит ее с работами старших товарищей по объединению.

 

Наиболее далека от ретроспекций других членов «Мира искусства» А.П. Остроумова-Лебедева, стремившаяся воссоздать ощущение старого Петербурга в современном его виде. Акварель «Смольный собор» относится к созданной Остроумовой-Лебедевой в 1912 году серии больших станковых петербургских пейзажей.

 

Е.Е. Лансере представлен жанровой работой «Песня о былом», навеянной впечатлениями Кавказа, с которым на протяжении многих лет была связана творческая судьба художника.

 Ф.В. Боткин. Натурщица

Среди некоторых мастеров, не являвшихся членами «Мира искусства», но принимавших участие в его выставках, следует упомянуть характерного представителя русского модерна Ф.В. Боткина.

 

Его «Натурщица» дает представление о многочисленных работах художника — стилизованных под декоративные панно.

 

Своеобразным ретроспективизмом своего творчества близок наследию «Мира искусства» К.Ф.Богаевский, создатель пейзажа «Сказочный городок» (1910).

 

Поэтизацией старины, русской усадебной культуры В.Э. Борисов-Мусатов был также близок «Миру искусства», хотя начисто лишен их повествовательности и литературности – акварельный эскиз «У фонтана» (1904).

 Р.Р.Фальк (1886-1958). Подмосковье. 1912

О творческих поисках мастеров «Бубнового валета» свидетельствуют полотна Р.Р. Фалька и А.В. Куприна.

 

Пейзаж Фалька «Подмосковье» (1912) относится к периоду становления молодого мастера, усвоения уроков сезаннизма и кубизма.

 

«Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе» (1917) одно из лучших, классических произведений А.В. Куприна.

Календарь событий


« Июнь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
  

2013-2017 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин