Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Русское искусство XVIII в.

Основу отдела русского искусства составили живописные полотна, поступившие из бывших дворянских собраний. Среди них преобладали многочисленные фамильные портреты, выполненные неизвестными и знаменитыми мастерами XVIII-XIX вв., а также пейзажи русских художников XIX столетия, представителей,  по преимуществу академической школы, - С.Ф. Щедрина, М.К. Клодта, Л.Л. Каменева, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского, Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова. Эти произведения во многом до сих пор определяют своеобразие коллекции.

 

Большая и кропотливая работа по формированию отдела русского искусства развернулась с первых лет существования галереи. Так, уже в 60-е годы были сделаны серьезные приобретения - полотна передвижников А.К. Саврасова, А.А.Киселева,академистов А.Н. Новоскольцева, Н.Е. Сверчкова, В.Д. Орловского и др.

 В.И.Василевский. (I пол. 18 в.). Автопортрет.Но особенно активизировалась собирательская деятельность галереи с конца 1970-х гг. Галерея стремилась по возможности заполнить те пробелы, которые существовали в ее коллекции. Был приобретен ряд  жанровых полотен Ф.С. Журавлева, С.И. Грибкова, Н.П. Загорского, Н.П. Богданова-Бельского и др. Фактически заново скомплектован небольшой, но обладающий интересными работами раздел рубежа XIX-XX вв. Одной из главных задач было приобретение произведений художников, связанных с нашим краем. Это работы уроженцев Тамбовщины А.П. Рябушкина, А.В. Куприна, работавших здесь С.И. Криволуцкого, Н.Я. Симонович-Ефимовой и др.

 

Один из наиболее цельных и интересных разделов коллекции галереи - искусство XVIII - I половины XIX вв. - дает достаточно полную картину развития ведущего жанра этой эпохи - портретной живописи.

 

К числу наиболее ранних по времени создания относятся два полотна забытого ныне художника 1-й половины и середины XVIII века В.И. Василевского, одного из пенсионеров Петра I, известного в Москве 40-60-х годов мастера иконописи. С его именем связывается икона «Выведение св. Петра из темницы», созданная (судя по надписи на обороте) в 1727 году в честь рождения Петра Волынского, сына кабинет-министра А.П. Волынского.

 

Василевскому приписывается и единственный известный его портрет, к тому же считающийся автопортретом художника. В нем мастер изобразил себя немолодым уже человеком, с испещренным морщинами некрасивым грубоватым лицом и усталыми глазами, в будничной домашней обстановке. При некоторой тяжеловесности, скованности манеры, более выдающей опыт иконописца, портрет привлекает простотой, интимностью решения, правдивостью и трезвостью трактовки образа.

 

 Л.Токе (1696-1772). Портрет гр. А.К. ВоронцовойФранцузский живописец Луи Токе,  был приглашен в Россию для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны. Его кисти приписывается портрет супруги канцлера М.И.Воронцова - графини А.К. Воронцовой, рожд. Скавронской, родственницы и любимицы императрицы, занимавшей высокое положение при дворе. 

 

Четыре прекрасных живописных портрета Ф.С. Рокотова — украшение нашей экспозиции. Все они относятся к «московскому периоду» его творчества.

 

Во 2-й второй половине 1760-х гг. созданы портреты  дипломата, а затем государственного канцлера, гр. И.А. Остермана и его сестры гр. А.А. Остерман-Толстой. Сдержанная, но изысканная цветовая гамма тончайших оттенков серебристо-серых и болотно-зеленых тонов; нервный, подвижный мазок, - все эти особенности рокотовской кисти подчинены передаче ощущения трепетности жизни, большой лирической теплоты и поэзии образов.

 

Два других парных портрета Рокотова - известного библиофила гр. Д.П. Бутурлина и его юной супруги гр. А.А. Бутурлиной, рожд. Воронцовой, - относятся к 1790-м годам, позднему периоду творчества Рокотова. В них проявились новые для художника тенденции: более ясная, определенная характеристика персонажей, четкость и строгость форм, сдержанная цветовая гамма, спокойная живописная манера.

Ф.С. Рокотов (1732/35-1808). Портрет гр. А.А. Бутурлиной. Ф.С. Рокотов (1732/35-1808). Портрет гр. Д.П. Бутурлина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Ф.С. Рокотова связывали с Воронцовыми тесные отношения. Он писал многих членов этого большого и влиятельного семейства. Значительная часть этих портретов, как и портреты, написанные с Воронцовых Д.Г. Левицким и другими художниками, Д.Г. Левицкий (1735-1822). Портрет бар. А.Н. Строганованаходилась в имении Воронцовка Тамбовской губернии, принадлежавшем в те времена А.И.Воронцову, отцу А.А. Бутурлиной -  сенатору, крестному отцу А.С. Пушкина. К сожалению, значительное число портретов в 1920-е годы было вывезено из Тамбова в Третьяковскую галерею и Русский музей. В Тамбовской галерее сохранилась только часть фамильной Воронцовской колекции, в т.ч. несколько произведений, выполненных неизвестными мастерами.

 

Крупнейшему портретисту II половины XVIII века Д.Г. Левицкому приписывается «Портрет бар. А.Н. Строганова». Портрет происходит из имения Строгановых в Тамбовской губернии, перешедшего к ним в XIX в. от Загряжских. Из этого же имения поступил и портрет неизвестного художника круга Ф.С. Рокотова, изображающий по традиционной версии одного из его бывших владельцев - И.А.Загряжского, деда Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, которая родилась в тамбовском имении своих родственников.

 

В числе пользовавшихся большой славой в России в конце XVIII века иностранных художников был австрийский живописец И.Б. Лампи Старший.
 

В.Л. Боровиковский (1757-1825). Портрет И.А. Баратынского

Его знаменитому парадному портрету Екатерины II 1793 года предшествовало множество вариантов и небольших эскизов, которые копировались и другими художниками. Такой эскиз представлен в экспозиции галереи. Блестящее живописное мастерство Лампи оставило заметный след в творчестве его ученика В.Л. Боровиковского. «Портрет императрицы Марии Федоровны» традиционно считается свободной копией Боровиковского с оригинала Лампи.

 

Портрет И.А. Баратынского, дяди знаменитого русского поэта, написан Боровиковским уже в начале XIX столетия, когда он все чаще стремится к изображению людей незаурядных, общественно значимых.  Образ капитан-командора, участника многих морских сражений, исполнен достоинства и благородства.

 

Кроме этого портрета, из бывшего имения Баратынских Мара поступили и некоторые другие произведения, в т.ч. выполненный неизвестным художником 1-й половины XIX в. «Портрет баронессы Н.Ф. Боде, рожд. Колычевой».

Календарь событий


« Октябрь 2017 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1. 14 окт 2017 15:00 Назад в СССР
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

2013-2017 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин