Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

90 лет со дня рождения С.Е. Лебедева

Сергей Ефимович Лебедев (1929-2019)
Заслуженный художник России, скульптор Сергей Ефимович Лебедев 
широко известен, как автор многочисленных станковых и монументальных 
произведений скульптуры. Его творческий путь тесно связан с Тамбовщиной. 
Сергей Ефимович Лебедев родился в Саратове в 1929 году. Он с 
детства много лепил, рисовал и старался воплотить любимые литературные 
образы в пластилине. После окончания школы Лебедев поступил в Саратовское художественное училище на живописное отделение. Следующей 
ступенью в его профессиональном росте был институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. 
Самостоятельный творческий путь начался для художника в 1955 г. 
Первое время он жил в Саратове, где преподавал в Саратовском художе- 
ственном училище до 1957 г., а затем художник переезжает в Тамбов вместе 
с женой, скульптором Т.В. Вельцен. 
Начиная с 1960 г. у художника появляется возможность более актив- 
но включиться в художественную жизнь г.Тамбова, участвовать на областных выставках, показывая свои первые самостоятельные работы. Художник часто выезжал на крупные стройки, в колхозы, совхозы. Ранний период его творчества - это в основном портреты людей разных профессий, которые стали результатом этих поездок. Они во многом определили дальнейшую направленность творчества Лебедева, его интерес к труженику. "Дядя Паша - колхозный животновод" - одно из первых произведений, выполненных в Тамбове. Переведенный в дерево, он экспонировался в 1963 г. на 
Международной выставке произведений молодых художников Биеннале III 
1963 года в Париже. Уже в этой ранней работе определились особенности 
пластического языка скульптора. Конкретный образ человека, со своими 
внешними особенностями, вместе с тем является портретом современника. 
Характер лепки здесь живой и выразительный. На 1960-е годы пришелся период творческого подъема скульптора, определения любимой темы, поисков собственных пластических художественных средств. Портретный жанр становится основным в его творчестве. Портреты этого периода: "Портрет свинарки Шлыковой", "Маляр", "Портрет комбайнера С.С. Мухаренова", "Портрет бригадира сборщиков завода 
"Комсомолец" В.Плотникова" и др. Каждый человек со своим внутренним 
миром интересен скульптору. Для него не существовало людей неинтересных. Всегда за внешностью человека он старался разглядеть в нем самое главное, его особенности характера, почувствовать глубину внутреннего мира. 
Метод раскрытия художественного образа героя через подвижную 
пластическую форму нашел свое воплощение в серии портретов представителей творческой интеллигенции - это "Портрет художника А.И Левшина", 
"Портрет Изи Гершбурга", "Владимирский живописец В.Л. Юкин", "Портрет венгерского художника И.Межи-Сабо". Сам скульптор как-то сказал о своем творческом методе: "Я стремлюсь не просто показать человека таким как он есть с точки зрения внешней похожести, а раскрыть его индивидуальные качества, его духовный склад". 
Особенно интересен с точки зрения пластического решения портрет 
старейшего художника Тамбовщины А.Левшина. Его можно отнести к од- 
ному из наиболее выразительных психологических портретов. Через внешность человека, его резко очерченные надбровные дуги, нос, сжатые губы 
проглядывает внутренняя напряженная духовная жизнь живописца. Художнику удалось очень верно почувствовать внутреннюю сложность и противоречивость этого образа. 
В 1970-е годы художник продолжил работу над образами людей кол- 
хозной деревни, рабочих. Он выполнил серию женских портретов: птичниц 
из племптицесовхоза "Арженка" А.Слюняевой, Л.Шишкиной, Б Воропае- 
вой. 
К наиболее интересным произведениям этих лет относится бюст бригадира сборщиков завода "Комсомолец" В.О.Белякова, в котором непосредственность восприятия натуры нашла свое отражение в характере обработки поверхности объема. 
Немало у художника работ, связанных с темой Великой Отечествен- 
ной войны. Им создана целая галерея исторических лиц. В собрании кар- 
тинной галереи хранится одна из наиболее интересных в композиционном 
решении работа "Старшина, ветеран трех войн". 
Внимание зрителей привлекут работы Лебедева, выполненные в 70-е 
годы - это "Портрет сотрудника милиции героя Советского Союза 
Н.И. Афанасьева", "Портрет Н. Сосипатровой", "Молодой колхозник Коля 
Краснов". 
За заслуги в области скульптуры С.Е. Лебедев в 1970 г. получил звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1971 г. он был награжден Серебряной медалью АХ СССР. 
Сергей Ефимович Лебедев известен и своими произведениями в об- 
ласти моонументальной скульптуры. Вместе с архитектором А.Куликовым и 
скульптором К.Малофеевым, он является автором мемориала "Вечной сла- 
вы", открытого в честь воинов-тамбовцев, павших в годы Великой Отече- 
ственной войны. Одной из его творческих удач можно считать памятник из- 
вестному писателю С.Н. Сергееву-Ценскому. Проект памятника был выпол- 
нен Лебедевым совместно со скульптором Т.Вельцен и архитектором 
А.Куликовым. 

В декабре 1993 года Сергей Ефимович ушел из жизни полный планов 
и творческих задумок.

Календарь событий


« Ноябрь 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

2013-2019 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин