Приобрести билеты на посещение выставок можно только в кассе картинной галереи!

Герасимов Александр Михайлович (1881-1963)

Народный художник СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) вошел в историю советского искусства как автор широко известных картин на историко-революционную тему, мастер портрета, пейзажа и натюрморта.



Герасимов был первым президентом Академии художеств СССР, сделавшим очень мног е для того, чтобы Академия стала организационно-творческим центром советского изобразительного искусства, последовательно проводящим в жизнь идеи и принципы социалистического реализма. Возглавлял на протяжении многих лет Оргкомитет Союза художников, уделял особое внимание развитию советского искусства как искусства многонационального, во всем его своеобразии и многогранности.


Александр Михайлович Герасимов наш земляк. Он родился в городке Козлове на Тамбовщине. Даже уехав жить в Москву, не порывает он связи с родными местами. Приезжает сюда летом, а подчас и зимой, и подолгу работает в отцовском домике на окраине Мичуринска. Глубокую привязанность к этому уголку русской земли Герасимов пронес через всю долгую жизнь. Многие известные работы были созданы на Тамбовщине. Уже на склоне лет, вспоминая родные места, художник писал: «До сего времени все эти картины городской жизни живут в моей памяти. Достаточно закрыть глаза, как я, будто наяву, вижу городскую площадь в базарный день и множество лохматых, пузатеньких крестьянских лошадок; вижу груды арбузов, яблок, огурцов. Возы сена, дворов, гурты быков, коров, и над всем этим тучи птиц. Вижу необъятные поля и дороги, уходящие в бесконечность, на край света, как мне тогда казалось».


В собрании ТОКГ хранится 8 живописных и 8 графических работ.


Одна из самых ранних работ, хранящихся в картинной галерее – это натюрморт «Пионы у зеркала», датированный 1920 годом.



Написанный широкими фактурными мазками, натюрморт хорошо передает сочность зеленых листьев, нарядную яркость цветов. В натюрморте «Пионы у зеркала» можно усмотреть влияние Константина Коровина, обращение Герасимова к отдельным приемам его живописи. Это чувствуется не только в выборе сюжета, но и в «углублении» пространства картины путем включения в композицию зеркала, в общей фрагментарности натюрморта. Художник прекрасно владеет цветом – важнейшим выразительным средством живописи. Как он пишет темные плотные листья пионов. А сами пионы, каких оттенков красного цвета нет в их изображении – от нежно-розового до густо-лилового!



С самых первых лет творческой деятельности и до конца жизни Герасимов был неизменно верен реалистической традиции русской демократической живописи второй половины XIX века. Поиски жизненной правды отразились в лучших работах Герасимова и прежде всего в портретах, над которыми он на протяжении жизни трудился особенно охотно.



Его портретам, написанным непосредственно с натуры, нельзя отказать ни в правде характеристики, ни в художественной выразительности. Таков портрет нашего земляка – писателя С.Н. Сергеева-Ценского, написанный в 1959 году. Портрет принадлежит к числу «трудных» в его практике. Сергей Николаевич органически не мог позировать. Не помогал даже выработанный практикой портретный прием – вовлечь позирующего в интересную для него беседу, во время которой непременно должно проявляться что-то, дающее ключ к решению образа.


Старый писатель согласился только на ограниченное количество сеансов, позировал у себя в кабинете, за рабочим столом, на котором всегда был ворох рукописей. Он постоянно тянулся к работе, чистый лист бумаги притягивал его, как магнит. Таким, в сущности, и изображен он на портрете. Но художник был не очень доволен результатом: ему не нравилось, что «чернильница здесь, кажется, заслонила человека». Действительно, композиция портрета не совсем удачна, но следует отметить, что эта чернильница – сверкание ее стеклянных граней, тусклое мерцание бронзы старинного прибора – написана со всем блеском герасимовской живописи.


Облик Герасимова убедительно раскрывается в его автопортретах. В картинной галерее имеется «Автопортрет» 1950 года.


Столь же значительное место в творчестве Герасимова занял пейзаж. Величавый простор, необозримые дали с медленно колышущимися волнами хлебов – такой изображал живописец нашу землю, богатую, изобильную, щедрую.



Характерный пример зрелого герасимовского пейзажа – картина «Урожай»(1958) из серии «Рожь». Изображение хлебного поля – тема классическая для русской живописи еще начала XIX века. Многому учась у русских пейзажистов, Герасимов стремился передать природу в бесконечной изменчивости ее состояний.


Следует отметить, что пейзажные мотивы 1950-х годов заметно отличаются от сделанного художником в этом жанре в предшествующие годы. Если работам 1930-х годов свойственна некоторая камерность («Мастерская в Мичуринске», «Полдень. Теплый дождь»), то сейчас восприятие пейзажа во многом меняется. Развивается издавна близкой художнику мотив дороги, движения. Таков пейзаж «Влажный день» из собрания галереи. Уходящая в бескрайность, за линию горизонта колея дороги и цепочки телеграфных столбов. По дороге деловито и стремительно пробегают автомашины. Пейзаж вокруг словно увиден художником уже в этом стремительном движении. Увиденное монументально, узнаваемо, овеяно убедительным ощущением новизны.



Пишет художник и городские пейзажи, в основном улицы и площади Москвы. Таков пейзаж «Улица Горького» из собрания ТОКГ, написанный в 1959 году.


Александр Михайлович пишет центральную магистраль столицы с видом на здание Моссовета. Справа – частично срезанный краем памятник Юрию Долгорукому. Но главный колористический и смысловой акцент здесь – здание Моссовета, в котором сочетание темно-красных стен и белых деталей архитектурного декора создает неповторимое впечатление. В этой картине художнику особенно удался эффект мерного движения толпы, а поток следующих друг за другом автомашин усиливает это общее ощущение динамичности московского пейзажа.



Много художник работал и над созданием тематических картин. Это большие многофигурные композиции.


К 1940 году относится окончание картины «В бане», над которой Герасимов работал долгие годы. Один из этюдов к этой картине принадлежит нашему собранию.


Изобразить простую деревенскую баню с насыщенным паром влажным воздухом, передать ритм движения моющихся давным-давно казалось художнику заманчивой, увлекательной задачей. Композиция картины «В бане» 1940 года состоит из семи женских фигур, из которых ни одна не повторяет движение другой. Особенно хорош акварельный вариант картины. Можно утверждать, что по композиции, рисунку и тону «В бане» - бесспорно одно из лучших жанровых произведений художника.



К наиболее ранним графическим произведениям Герасимова в собрании картинной галереи относится небольшая акварель «Лай собак и звон бубенчиков. Это эскиз к картине такого же названия 1914 года. Работа была выполнена в годы ученичества А.М. Герасимова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и была показана на 32-й ученической выставке.



В этой небольшой акварели закладываются композиционные и колористические основы будущего живописного произведения. Произведение, написанное на основе этого эскиза, отличается богатым живописным сочетанием рыжих, желтых, коричневых, серых тонов, широким, густым, энергичным красочным мазком.


В 1959 году Герасимов выполнил работу «Гоголь в тройке» в технике гуаши, где обращается к образу своего любимого писателя.


Крупная работа Герасимова-графика в 1950-е годы связана с его путешествием в Египет, Индию и Китай.



Впечатления от поездки по этим странам нашли отражение в большой серии листов, выполненных в технике акварели и гуаши. Работы «Майсор. Дворец Магараджи», «Дорога в Майсор», «Нищенка. Бомбей», «Вечер на Ниле», «Восток пробуждается», «Улица Нанкин-Род в Шанхае» свидетельствуют, как увлеченно работал художник, стараясь запечатлеть особенности природы, архитектурные памятники, запоминающиеся типы людей.


Александр Михайлович Герасимов возглавлял делегацию советских художников, посетивших Индию по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру. «Мое давнее желание увидеть эту великую страну, - писал он, - вызывалось не простой любознательностью к путешествиям. Меня, как и всех советских людей, волнует и радует пробуждение к новой жизни многонационального народа Индии, создавшего в древности величайшую культуру. Чувства глубокого уважения и симпатии руководили мною, когда я пытался запечатлеть в акварелях непосредственные, правда, беглые впечатления, сложившиеся у меня за два с половиной месяца пребывания в этой стране чудес».


По возвращении Герасимов устроил выставку индийских, китайских и египетских путевых акварелей у себя на родине в Мичуринске. Многие из них были показаны и на персональной выставке 1956 года.



Как и творчество всякого большого художника, искусство Герасимова многогранно. Талант его проявляется ярко и глубоко в самых различных жанрах и видах искусства, и в каждом из них живописец находит яркое, органическое выражение.



Но чем бы Александр Михайлович Герасимов – общественный деятель, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР – ни был занят, какие бы сложные задачи он ни решал, постоянно и всюду он был и оставался тем, кем он был всегда, - живописцем, бесконечно влюбленным в жизнь, убежденным мастером искусства социалистического реализма, творческое наследие которого стало неотъемлемой частью нашей многонациональной культуры.


Старший научный сотрудник
Мурлыкина Марина

Календарь событий


« Сентябрь 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    

2013-2020 © Тамбовская областная картинная галерея
Разработчик сайта - Гриднев Константин