ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ

8 мая на сайте Тамбовской областной картинной галереи начинает работу виртуальная выставка «Великий подвиг», посвященная 75-летию Великой Победы. На выставке представлено более 100 произведений из фондов галереи, объединенных общей идеей  сохранения исторической памяти о тяжелых годах Великой Отечественной войны.   

 

 

 

Выставка «Великий подвиг» - это дань глубокого уважения и благодарности  ветеранами и тем, кто трудился в тылу, защищавшим страну ценой собственной жизни и одержавшим Победу.

 На выставке представлены работы как  художников-фронтовиков, так и художников более молодого поколения.  Выполненные в разной творческой манере, в разных видах и жанрах, все эти произведения отражают стремление авторов раскрыть свое представление о войне, пережитых испытаниях, показать героизм, боль и скорбь по погибшим и торжество Победы.

 


 

Участник Великой Отечественной войны художник А.А.Прокопенко (1926-1998) -  автор многих батальных и жанровых картин, посвященных борьбе советского народа с фашистскими захватчиками. Среди них работа из собрания галереи «Проводили на фронт. 1941» (1960), запечатлевшая сцену проводов мужчин на фронт из села. У деревенской околицы изображена  группа женщин, стариков и ребятишек,   которые смотрят вдаль уходящим мужьям, сыновьям, отцам, понимая, что могут никогда их больше не увидеть. Темные фигуры жителей села на первом  плане и силуэты уходящих на фоне серого неба в глубине картины, темное охристо-желтоватое поле, почти черная дорога, ведущая к горизонту - все это создает ощущение горя и скорби людей, теряющих самое дорогое  в своей жизни. От трагичности происходящего мир на картине кажется почерневшим.

 


 

Среди работ художников, участников Великой Отечественной войны, можно увидеть произведение  «Медсестра» (1960) народного художника России Е.И.Зверькова (1921-2012). Е.И.Зверьков участвовал в боях под Белгородом. В июне 1942 года получил тяжёлое ранение. После излечения вернулся в часть, участвовал в боях под Сталинградом. Жизненный опыт фронтовых лет послужил материалом для работ художника, в которых он обращается к военной теме. Его картина «Медсестра» – это признание героического труда, самопожертвования медиков во время войны. Здесь, среди заснеженного поля изображена медсестра, которая пытается спасти раненного бойца.

 


 

Еще одна работа, посвященная подвигу советских фронтовых медиков  во время Великой Отечественной войны, принадлежит кисти  московского художника С.А.Володина (1934-2011).  Это эскиз к картине «Валерия» (1970), посвященной подвигу 20-летней санитарки Валерии Гнаровской, бросившейся со связкой гранат под гусеницы вражеского танка и ценой своей жизни спасшая от неминуемой гибели десятки раненых бойцов. С.А.Володин ребенком пережил немецкую оккупацию, повлиявшую на мировосприятие художника. Тема войны стала одной из основных в его творчестве.

 


 

Народный художник СССР А.М. Шилов многие годы работал над созданием портретной галереи ветеранов  Великой Отечественной войны, которая включает в себя несколько десятков изображений людей, принесших своей стране победу, являющихся воплощением мужества и патриотизма. Среди них представленный на выставке «Портрет   партизана», который был  создан художником в 1973 году. Герой портрета  –  старый партизан в старой гимнастёрке, изображенный на фоне светло-голубого неба, художник создал образ человека, несломленного войной и тяжелыми испытаниями. Испещренное глубокими морщинами лицо мужчины, кажется, излучает добро и свет.

 


 

Тема партизанского движения в годы войны привлекала многих мастеров изобразительного искусства. В галерее находится полотно  известного живописца Е.И.Голихина (1926-2009) «В партизаны» (1960). Две фигуры – деда и внука, в полный рост, показаны идущими по черному полю, покрытому местами снегом, над ними узкая полоса темного тяжелого неба.  Работа наполнена трагическим звучанием, чему способствует колорит произведения – сочетания темных оттенков коричневого и белого цветов, а в монументальном изображении фигур людей, в выражении лиц чувствуется  горечь и одновременно твердая решимость в выбранном пути, которому не смогут помешать никакие препятствия. Участники партизанских отрядов  своими героическими действиями значительно помогали Советской армии. Нередко в партизанских отрядах можно было встретить подростков, почти детей, которые, так же, как и взрослые, проявляли  мужество и самоотверженность, сражаясь с врагом.

 


 

В годы войны было создано   произведение народного художника РСФСР П.П.Кончаловского (1878-1956) «Где здесь сдают кровь?» (1942). Вспоминая историю создания картины, Кончаловский писал об этом так: «Выйдя однажды на улицу в одном из переулков зимней Москвы, заваленной снежными сугробами, с казачьими разъездами, с окнами, забитыми фанерой, совсем особенной военной Москвы, я услыхал звонкий веселый голос: «Где здесь сдают кровь?» Обернувшись, я увидел ту сцену, которую и изобразил в картине того же названия…».

Многофигурная композиция картины состоит из группы девушек и бойцов, объясняющих, как пройти к донорскому пункту. Основное внимание художник уделяет изображению девушек, передавая индивидуальные черты характера каждой из них. Картина привлекает внимание не только интересной композицией, сюжетностью, но и  своим выразительным колоритом, передающим ощущение солнечного морозного дня, настроения героев. Написанная широкими мазками, она кажется наполненной цветом и светом.  Несмотря на тяжелое время, в которое создавалось это полотно, работа пронизано оптимизмом и глубокой верой художника в победу над врагом.

 


 

Произведение Н.П.Панкова «Разрушенный немцами храм в Истре» (1942) напоминает нам о тех варварских разрушениях, которые принесла с собой война для многих городов нашей страны. Оккупация Истры (ноябрь 1941г.) длилась две недели, чему предшествовали тяжелые бои за город.  Собор Ново-иерусалимского монастыря и надвратная церковь были превращены захватчиками в склады боеприпасов, а находившиеся там ценности были разграблены. В первых числах декабря наступательные возможности немцев оказались исчерпанными. Начались ожесточённые бои на подступах к Истре. Предвидя своё поражение, сапёры СС «Рейх» взорвали Воскресный собор, башни ограды и разрушили перекрытия Трапезных палат. Автор показывает на первом плане груды камней от рухнувших стен, разбитой церковной утвари и  возвышающийся над ними обезглавленный собор с уцелевшими стенами, как символ твердости  духа защитников города.

 


 

Народный художник России А.П.Краснов (1923-1998) добровольцем ушел на фронт, под Киевом был тяжело ранен и в 1944 году демобилизован. Война оставила неизгладимый след в жизни художника. А.П.Краснов обращался  к военной теме на протяжении всего творчества. Одна из самых известных  работ А.П.Краснова «За землю родную» (1958). Отдавая дань трагичности происходящего – смерти солдата, автор, тем не менее, стремится показать зрителю, что жертва не напрасна. Пробивающийся сквозь землю тонкий подснежник, является символом новой жизни. А.П.Краснов является также автором галереи  портретов ветеранов войны. Среди них портреты «Участника Сталинградской битвы поэта И.С.Кучина» (1963) и «Полного кавалера ордена Славы Н.В.Попова» (1995). «На оборонительных рубежах. (Витя-водонос)» (1997) - одна из последних работ на военную тему.

 


 

В собрании галереи находятся произведения тамбовских живописцев, которые не переставали  работать  в военные годы, запечатлевая в своих картинах события тех лет.  Тамбовский живописец Т.Н.Емельянова в своей работе «Бронепоезд «Тамбовский рабочий» изобразила историческое событие, очевидцем которого она была, -  момент отправления на фронт бронепоезда, собранного на Тамбовском вагоноремонтном заводе в 1943 году. Рабочие самоотверженно трудились, чтобы помочь Красной Армии в битве с врагом, собирая бронепоезда, а к указанному сроку поезда убывали на фронт.  Автор использовала пастель, которая позволила работать быстро, чтобы успеть запечатлеть увиденное.

 


 

В  военные годы также были созданы  произведения  «Письмо с фронта» (1943) А.Н.Нестерова (1883-1961), «Портрет колхозника» (1945), «Передача танковой колонны «Тамбовский колхозник», «В разрушенном селе» (1940-е гг.) Н.А.Отнякина (1893-1966).

 


 

Интересны фронтовые рисунки, обладающие  документальной и художественной ценностью,  Б.С.Якушева (1916-1986), прошедшего всю войну и запечатлевшего в них советских бойцов и пленных немцев, медсестёр, сцены из военного быта, пейзажи с разрушенными городами и деревнями. Каждый из набросков ценен тем, что был создан непосредственно в момент увиденного, а значит острее можно ощутить  теперь уже далёкое военное время.  Участник Великой Отечественной войны  художник С.П.Ушаков (1925-1984) свои фронтовые наброски  использовал для созданных уже в мирное время произведений  «Песня солдатская» (1970), «Медсёстры» (1977), «Солдатская баня» (1970), «Солдатский обед» (1983), «Переправа» (1968). Тема войны стала основной для творчества заслуженного работника культуры России художника-фронтовика А.В.Платицина (1953-2013), создавшего большой цикл работ, посвященных битве за Берлин и первым мирным дням. Ветеран Великой Отечественной войны А.С.Мишанин (1924-2008)  работал в технике линогравюры. В собрании галереи находятся несколько его произведений: «Рокада», «Вечно живой», «1941», образующие своеобразный триптих, посвященный трагическим событиям войны.

 


 

К теме войны обращались многие тамбовские живописцы. Это заслуженный художник России Е.В.Соловьёв, посвятивший картину «Бабушка Анастасия и ее дети» памяти своих близких, не вернувшихся с войны, Ю.П.Новиков  (род.1937) «В военные годы»  (1969), изобразивший сцену из военного детства. Заслуженный художник России В.И.Шемякин (1944-2008) представлен работой «Скоро весна» (1975), сумевший в натюрморте передать атмосферу сохранения памяти и любви к погибшему человеку. Заслуженный художник России В.В.Сизов (1946-2020) работу «Боец-Алёнушка» (1985) посвящает фронтовым медсёстрам. Заслуженный художник России С.А.Никитин (1930-2008) в картине «Играла музыка в саду» (1995) изображает празднование Дня Победы.

 


 

На выставке  представлены  несколько произведений  скульптуры, в которых увековечены образы защитников своей страны, героев фронта, партизан. Именно в жанре портрета, при внешней сдержанности композиционных решений,  сохраняя портретное сходство, авторам представленных на выставке  работ удалось добиться выразительной передачи наиболее ярких черт характера своих героев – мужество,  силу духа, лица изображенных людей полны энергии и отваги. Таковы работы народного художника СССР Л.Е.Кербеля (1917-2003) «Портрет дважды Героя Советского Союза В.С.Петрова» (1951), Э.М.Агояна (1936-1993) «Портрет комбрига 10-ой партизанской бригады А.Новикова»,  тамбовских мастеров: заслуженного художника СССР С.Е.Лебедева (1929-1993) «Старшина трёх войн» (1986), «Портрет Героя Советского Союза Н.И. Афанасьева» (1972). Образ, созданный  Т.Г.Вельцен (1930-1968) в работе  «Защитница Москвы» (1967), носит собирательный характер, вобравший лучшие качества женщин-героинь Великой Отечественной войны.


 

В разные годы художники разных поколений обращались к теме Великой Отечественной войны. Художники, чьи произведения представлены на этой выставке, сумели создать, каждый в своей работе, емкий, выразительный образ героя, передать атмосферу военного времени, чтобы потомки помнили и хранили память о Великом подвиге нашего народа.

 

Главный хранитель ТОКГ
Мишина И.В.