А.А.Дейнека. Снегурочка. 1954.
В мае 2024 года исполняется 125 лет со дня рождения народного художника СССР, действительного члена АХ СССР, вице-президента АХ СССР, члена-корреспондента Академии искусств ГДР, лауреата Ленинской премии Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) Творческий путь художника начал формироваться в 1920-е гг. А.А. Дейнека был членом - учредителем «Общества станковистов», а также объединения «Октябрь», которые наряду с АХРР сыграли большую роль в развитии советского искусства.
Испытав влияние конструктивизма, «остовцы» стремились к подчеркнутой графичности и жесткости письма, выразительности силуэта, динамичности композиции. В своих произведениях они обращалиськ новым современным темам, отражая напряженный ритм и динамику современной жизни.
Многие из перечисленных приемов были свойственны творчеству А. А. Дейнеки — наиболее яркому представителю ОСТа. Умение ограничиться немногими, тщательно отобранными деталями придает его работам особую выразительность. Художника интересовал образ современника, который он воспринимал как гармонично развитую личность. Отсюда его интерес к теме спорта, ставшей одной из ведущих в его творчестве.
В картине «Снегурочка» (1954) из собрания Тамбовской картинной галереи автор создал образ юной девушки-спортсменки, полный физического и духовного здоровья. Выразителен силуэт лыжницы в красном костюме на фоне темно-зеленых заснеженных елей, придающих работе лирическую окраску.
«ОСТ» – Общество художников станковистов (Москва, 1925-1932), основано выпускниками московского ВХУТЕМАСА. Задача общества –утверждение станковых форм искусства и обновление реалистического метода. Художественный язык – соединение элементов экспрессионизма и конструктивизма.
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, московское учебное заведение, основано в 1920 г. ВХУТЕМАС имел художественные и производственные факультеты, готовил в основном художников-станковистов и архитекторов. В 1926г. преобразован во ВХУТЕИН.
ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт (1926-1930) в Москве. Создан в результате преобразования Высших художественно-технических мастерских, сохранив его структуру и цели. Закрыт в 1930г., когда борьба с формализмом в советском искусстве стала государственной политикой в области культуры.