Тамбовская набережная.
12 января 2024г. в Тамбовской областной картинной галерее открылась выставка произведений заслуженного художника России Виктора Ивановича Шемякина (1944-2008). Выставка приурочена к 80-летию со дня рождения живописца. В экспозиции представлено около30 произведений живописи из фондов Тамбовской областной картинной галереи, из семьи художника, а также из частных собраний.
Виктор Иванович Шемякин родился в Читинской области, в райцентре Газзимурский завод. Его детство прошло в Забайкалье и Сибири. В 1966г. он окончил Иркутское училище искусств, где преподавали замечательные педагоги – народный художник России А.И.Алексеев, живописец А.И.Вычугжанин, которые развили в юноше способности живописца, научили в самом простом мотиве почувствовать образ.
Детские годы, трудное послевоенное время, когда семья осталась без отца – все оставалось в его сердце. Он часто вспоминал это время, своего любимого деда, его рассказы о войне.
В Тамбове начинается самостоятельная творческая работа В.И.Шемякина. 1970-е г.г. – стали для него очень плодотворными. Художник работает в разных жанрах, но основным в его творчестве становится пейзаж.
Каждый художник неповторим в своем видении и восприятии окружающего мира, каждый живет своими переживаниями, эмоциями, которые воплощаются в самобытные художественные образы. «Картины рождаются не в одночасье. И только, когда замысел созрел полностью, когда я увидел именно тот момент, который задумал, то настроение природы, присущее рожденному в мыслях образу, тогда лишь берусь за кисти и краски», - эти слова Виктора Шемякина ясно определяют его творческий метод.
1970-е г.г. – ранний период в творчестве живописца, ставший очень плодотворным. После того как он побывал на Севере, суровая красота этого края навсегда покорила его. Особый сдержанный колорит, древний дух, который сохранили северные области, вдохновили Шемякина на создание удивительных пейзажей этого края.
Вот одна из его ранних работ – «Северный пейзаж. Кириллов» (1975). На небольшом пригорке расположились северные рубленые избы, занимающие второй план полотна. Мимо домов узкая тропинка приводит к озеру, вода в котором впитала краски холодного серого неба. Юноша с конем у озера придают картине особую лирическую нотку. Чуть пожухшая трава, темные избы, прозрачность и чистота воздуха создают неповторимый образ северной природы. Общая зеленовато-серебристая гамма, как будто омытые дождем строения – в этой простоте и непритязательности нет и намека на эффективность и броскость. Цветовая сдержанность глубже помогает почувствовать всю силу обаяния русского Севера, его безмолвие и покой. В свободных, раскованных пастозных мазках возникает живое пространство, наполненное тончайшими тональными переходами. Трепетный свет, игра бликов еще больше усиливают звучность колорита. Эти сложнейшие цветовые сочетания и аккорды в любимой художником палитре серовато- серебристых тонов будут преобладать во многих работах разных периодов творчества.
Можно сказать, что живописец как-то сразу нашел свою манеру письма, любимые мотивы и остался верен им на всю жизнь.
Зимний вечер.
Для его работ 1970-х г.г. «Серый день», « Вечер. Северные баньки», присуща та же темпераментная манера исполнения крупными, пастозными мазками. Фактура поверхности его картин похожа порой на удивительное переплетение, сочетание порой близких по тону, а порой контрастных цветовых оттенков.
Художник не пишет мотив с точностью, но словно вбирает в себя его колорит, пластику, настроение, и эти интенсивные впечатления, творчески осмысленные и пережитые, отливаются в яркие пейзажные образы.
Большую роль в становлении художника сыграла поездка художника на Академическую дачу им. И.Е.Репина в 1976 году, где он работал под руководством народного художника России И.Попова. Там же В.И.Шемякин познакомился с известным живописцем Г.Мызниковым. Дружеские, творческие контакты, совместная работа очень много дали художнику для его профессионального роста, помогли автору увидеть свои работы со стороны, и определиться в дальнейшем выборе тем и решений. Мощный творческий толчок на «Академичке» помог автору в создании ярких, выразительных произведений.
Пейзаж «На Академичке. Весна» является одним из характерных для В.И.Шемякина. В этом произведении цвет является для живописца главной составляющей в создании образа. Форма предметов, соотношения планов, пространство – все в картине создается цветом. Динамичность мазка, интенсивный колорит – не формальный прием, но качество мироощущения художника, воспринимающего природу в неустанном движении и вечной изменчивости. В небольшом палисаднике – буйство белой и фиолетовой сирени. Мажорная, радостная цветовая палитра отвечает атмосфере весны, пробуждению природы, приходу долгожданного тепла.
1990 - 2000- е гг. стали периодом расцвета творчества живописца. Он много работает в пейзажном жанре. Поездки на любимый Север помогли автору обновить впечатления, вновь проникнуться прекраснейшим уголком земли. Результаты поездок – множество картин, этюдов, набросков.
С новой силой в них проявляется яркая одаренность и живописный темперамент автора. «Сказка Севера глубока и пленительна. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемневшие леса мудрые. Сами варяги шли с Севера», - эти слова художника Николая Рериха прекрасно передают особый дух, загадочность северной природы, её первозданность. Все это не может не вдохновлять живописца, тонко чувствующего красоту.
Незабываемы для зрителя его пейзажи «Юность. Север», «Ночь на севере», «Вологда». В работе «Кирилловский монастырь» ощущается теплое отношение автора к русской старине. Суровые, крепкие стены, высокая башня. Именно этот монастырь никогда не был завоеван врагом. Вокруг стен монастыря ветер вздымает волны, гонит низкие свинцовые тучи. Созданный образ напоминает нам о далекой древности, о простом и строгом укладе жизни наших предков.
В творчестве автора большое место занимает и родной край, которому посвящены его многие последние работы – «Тамбов. Набережная», «Тамбов вечером», «Вечер на Цне» и др.
Выставка, открывшаяся в картинной галерее, дает возможность еще раз увидеть работы В.И.Шемякина, выполненные талантливой рукой настоящего мастера. Работы художника экспонировались на всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных выставках. Многие произведения В.И. Шемякина находятся в музеях России и за рубежом, в частных коллекциях в Югославии, Германии, Финляндии.
Т. Сутормина