Тамбовская областная картинная галерея - Ангелы Донбасса

Выставка «Ангелы Донбасса» - пример сочетания творчества двух талантливых художников: Владимира Бауэра и Аркадия Платицина. Живописные картины Владимира Бауэра написаны в сражающемся Донбассе в 2014-2017 годах, а графические работы Аркадия Платицина были созданны в 1942-1943 годах и уже давно стали документами истории.

Вся экспозиция предельно эмоционально выражает тему борьбы, трагедии и духовной стойкости русского народа.

Владимир Бауэр родился в 1949 году в городе Дзержинске Донецкой области в семье потомственных шахтёров. В 1975 году окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова, мастерская Ф. Доманского. Член Донецкого отделения Союза художников.

Названия его картин говорят сами за себя: «Господи, спаси и сохрани!», «Беженцы», «Аэропорт», «Точка-У», «За Донбасс!», «Фосфорный дождь», «Оборонцы ДНР», «Забинтованные окна» - всё это жителям Донецка и всей Республики принесла неожиданная и жестокая война, свидетелем которой стал художник.

Яркая, экспрессивная живопись Владимира Бауэра всегда отличалось нестандартным подходом к натуре, интеллектуальной игрой смыслов, философичностью, которые вылились в свою, только ему присущую систему художественных образов. За ней стоит чётко выраженная гражданская позиция, богатое воображение и работа мысли талантливого автора. Не случайно, знаковой на выставке является картина-послание «Звёздный ангел», как олицетворение мирного Божьего промысла, направленного на добро и человеколюбие.

Биография художника Аркадия Платицина (1923-2013) – это биография поколения XX века. Она неотделима от эпохи. Родился в 1923 году в маленьком городке Козлове. Из семьи музыканта. В 1941 году окончил школу. В том же году ушел на фронт добровольцем.

Самое ценное, что сохранил Платицин – это наброски, выполненные им зимой – началом лета 1942 года. Самые ранние работы датированы началом  января 1942 года и совпадают с первыми боевыми вылетами. Это три карандашных автопортрета, выполненные предельно экспрессивно. С пожелтевших плотных листов на нас смотрит заметно повзрослевший, угловатый мужчина со «стеклянными» глазами, в котором мы не сразу угадываем 18 летнего парня. Забегая вперед, хотим отметить, что Платицин очень часто будет рисовать себя и только во второй половине 1944 года на его лице вновь появится улыбка. 

На выставке представлен блок работ, выполненных весной-летом 1942 года. Это зарисовки и наброски с мест дислокации егополка под Харьковом: Куриловка, Купянск, Подолы, Старобельск.

После демобилизации в 1948 году Аркадий поступил учиться в Московское художественно-графическое педагогическое училище. Здесь он выбрал для себя искусство акварели, в котором непосредственность отклика на явления окружающего мира подразумевает возможность запечатлеть быстро преходящие мгновения жизни.

К теме войны художник  не возвращался вплоть до конца 1960 годов, но свои, потрепанные и пожелтевшие от времени, фронтовые зарисовки хранил, наверное, в память о своих товарищах, подаривших планете Мир.

Эти военные зарисовки, в которых художник в тяжелое военное время искал мирную жизнь, очень актуальны и  в настоящее время. Несмотря на то, что в этих благодатных местах вновь раздаются выстрелы и вновь защищая  родную землю гибнут герои, люди Донбасса как и 80 лет назад ждут голубого неба над головой и Мира.

 

Вернуться назад Главная