9 декабря в 15.00 в ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея» состоится открытие выставки московского художника Алексея Якименко. Данное событие продолжит цикл мероприятий, реализуемых Державинским университетом совместно с РГХПУ имени С.Г. Строганова по программе «Приоритет 2030».
На выставке будут представлены работы доцента кафедры «Дизайн средств транспорта» РГХПУ имени С.Г. Строганова Алексея Викторовича Якименко – Лауреата Премии Правительства РФ в области культуры, лауреата золотой медали Российской Академии Художеств, члена Союза художников России, члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров», художника, дизайнера, члена Правления МОСХ России, председателя Комиссии МОСХ по искусству новых форм и технологий, арт-фото и дизайну.
Интересы А.В. Якименко не вписываются в рамки одной сферы деятельности — он проектирует, по его словам, всё, что лежит в диапазоне от джойстика до кладбища и от кабины спецтехники до музейной экспозиции. Считает, что фраза «человек — мерило всех вещей», в дизайне оказывается ключевой. Врачебный девиз «не навреди» в полной мере относится и к профессии дизайнера. Дизайнер — это человек, у которого остро развиты здравый смысл и сочувствие к другим, который хочет, чтобы окружающий мир стал лучше и удобнее, и трезво понимает, как это сделать.
Алексей Викторович в своем творчестве много уделят времени изобразительному искусству. Живопись и графика для автора - спокойная, почти медитативная противоположность дизайну с его соблюдением сроков и прагматичностью. В своих живописных работах автор находит место созерцательному наблюдению за миром людей, различных стихий и верных друзей человека – собак. Его станковые произведения находятся в частных собраниях России, Китая, Франции, Великобритании, Германии и США.
Тамбовский зритель впервые получит возможность познакомиться с творчеством автора, в котором периоды фигуративного и абстрактного искусства чередуются с регулярностью. Автор уверен, что любому художнику полезно пройти через стадию отказа от фигуративности. Цвет, линия и пятно как самостоятельные величины сами по себе вполне заслуживают как внимания зрителя, так и времени художника. Абстрактная живопись наиболее интерактивна, поскольку без литературной предопределённости узнаваемого сюжета зритель вынужден сам определять смыслы увиденного. При этом отказываться от фигуративной живописи автор не намерен, совершенно необязательно ограничивать свою палитру возможностей.
Эта выставка скорее обзорная, представлены монументальные, графические и живописные работы автора.
Монументальные работы представлены двумя очень разными объектами.
Музей художника В.А. Игошева в Ханты-Мансийске (Премия Правительстав РФ) - аккуратная в духе Билибина шкатулка (размером с пятиэтажный дом), для которой автор спроектировал художественный металл - ограду, ворота, решётки, парковые скамейки, флюгеры - немного кружев в компанию к большим площадям мозаик фасада.
Федеральное Мемориальное Кладбище в Мытищах - совершенно другой объект, массивный, торжественный, для которого автор выполнил проекты ворот, ограды и объекта “Арка Памяти”. Если чёрный металл ворот и ограды - просто аккуратная стилизация в духе монументалистов 1970-х, то Арка - вещь скорее современная, формально - архитектура, неформально - абстрактная скульптура, хотя и с фигуративными вставками (полетевшие журавли).
Живопись и графика - это несколько больших серий, начатых в разное время и продолжающихся сейчас.
Самая долгая из этих серий - “Собаки и их люди” Основной её персонаж, как понятно из этого названия - собака, но при этом автор полагает, что собака здесь во многом зеркало своего хозяина, вероятно более точное, чем оригинал.
“Клоунада” с перерывами развивается как серия с 2019 года, иногда пересекаясь с темой собак. Утрированные цирковые эмоции хороши тем, что не требуют комментариев, а это ценно.
“Красная Шапочка” - несколько не по Перро, автор видит в этом скорее какую-то психоделию, сны про лес, волка, ночь. Эта история про Волка и Красную шапочку по мысли автора - про работу со своими страхами, и уж точно не про пирожки для бабушки.
“Нефигуративное” - серия работ абстрактного характера, эксперименты автора с цветовыми пятнами намеренно полностью отвязанные от каких-либо сюжетных параллелей.
В любом случае, автор считает излишним объяснять происходящее на его работах. Хорошо сделанная работа в комментарии не нуждается, важны эмоции, которые она у зрителя вызвала, а не авторская интерпретация сделанного. Положив краску на поверхность, автор выполнил свою часть работы. Дело за зрителем.