В ноябре 2022 г. ушел из жизни Тамбовский живописец Олег Александрович Ивашенцев. На выставке, открывшейся в Тамбовской областной картинной галерее, представлено более 30 произведений живописи автора разных периодов творчества
Олег Ивашенцев родился в 1937 году в Тамбове. Окончил среднюю школу, затем художественно-графическое отделение Московского педагогического института. Своим учителем и наставником Ивашенцев считал киевского художника В. Кодинца, который часто приезжал в Тамбов поработать. В его мастерской будущий художник постигал основы живописного мастерства.
В начале своего творческого пути Ивашенцев увлекался акварельной живописью. Его ранние работы свидетельствуют о тонком чувстве красоты, о его умении передать в прозрачных акварелях многоцветность предметного мира.
Живописным работам этого периода свойственна сдержанность цветового решения. Ивашенцев стремился передать сложность цветовых отношений серо-голубых, зеленоватых тонов.
Наибольшая творческая активность художника приходится на 1980- 90-е гг. В них чувствуется стремление автора разнообразить свою цветовую палитру.
«Колорит для меня очень много значит - это вторая композиция. Если композиции нет - то работа не получается, если нет колорита - нет и настроения, которого добиваешься», - эти слова художника подтверждают значение цвета в его картинах. В произведениях этих лет художник стремился, отталкиваясь от спектра чистых, звонких красок, которые он наблюдал в природе, еще более усилить напряженность их звучания.
В его пейзажах «Перед грозой», «Листопад», «Заповедные места», «Бабье лето», «Три дуба», несмотря на яркость, контрастность чистых оттенков голубого, желтого, зеленого тонов, сохраняется целостность живописного образа, цветовое равновесие.
Как и в творчестве любого живописца, у Ивашенцева есть картины, которые являются наиболее близкими для него, с которыми его связывают напряженные творческие поиски художественного образа. К таким работам относится работа «Кровавый закат. Тамбов». Толчком для ее создания была увиденная автором небольшая церквушка в Стрельцах «со срезанной главой».
«Мне показалось это страшным. Я тогда написал стихотворение, строчки из которого часто приходили мне в голову: «А пока кумач кровавый развевался над селом, обезглавленные храмы в нас плевались черным ртом». Этот стих и натолкнул меня на создание картины». Художник написал предреволюционный Тамбов. Напряженное сочетание красных, черных, желтоватых тонов помогает раскрыть драматизм содержания картины. Церкви купаются в кровавом закате, предчувствуя свою гибель.
Картина «Весна» - одна из наиболее близких автору. Ивашенцеву удалось передать ощущение сырого, холодного весеннего воздуха, пространство земли, постепенно освобождающейся из-под снега.
В пейзаже «Летят гуси», написанном в гамме красных, тёмно-бордовых красок, художнику хотелось уловить атмосферу вечернего освещения, особую грусть, которую рождает закат.
Несколько пейзажей последних лет «К вечеру», «Оттепель», «Дождь прошел», «Дыхание весны» Ивашенцев объединил в серию «Времена года». В этих произведениях наиболее полно раскрываются особенности живописного мастерства художника с характерными для него крупными, пастозными мазками, его умение с помощью цвета создать не только настроение, но и передать в картине пространство, освещение.
Пейзажный жанр является основным в творчестве Ивашенцева. Но, вместе с тем, портрет и натюрморт занимают определенное место в его творчестве. Оригинальны по композиции и неожиданны в цветовом решении портреты: «Анастасия», «Аленка», «Казашка», «Автопортрет».
Выставка, открывшаяся в областной картинной галерее, свидетельство таланта мастера, оригинального и неповторимого. Удивительное, индивидуальное восприятие мира, природы, людей помогли ему создать незабываемые образы, в которых цвет является главным художественным средством. Эмоциональное искусство тамбовского художника всегда завораживает и удивляет яркой фантазией, загадочными композициями, темпераментом, с которым выполнены его живописные произведения.
Т. Сутормина