Тамбовская областная картинная галерея - Ивашенцев Олег Александрович (1937-2022)

В ноябре 2022 г. ушел из жизни Тамбовский живописец Олег Александрович Ивашенцев. На  выставке, открывшейся в Тамбовской областной картинной галерее, представлено более 30 произведений живописи автора разных периодов творчества

Олег Ивашенцев родился в 1937 году в Тамбове. Окончил среднюю школу, за­тем художественно-графическое отделение Московского педагоги­ческого института. Своим учителем и наставником Ивашенцев счи­тал киевского художника В. Кодинца, который часто приезжал в Тамбов поработать. В его мастерской будущий художник постигал основы живописного мастерства.

В начале своего творческого пути Ивашенцев увлекался аква­рельной живописью. Его ранние работы   свидетельствуют о тонком чув­стве красоты,  о его умении передать в прозрачных акваре­лях многоцветность предметного мира.

Живописным работам этого периода свойственна сдержанность цветового решения.  Ивашенцев стремился передать сложность цветовых отношений серо-голубых, зеленоватых тонов.

Наибольшая творческая активность художника приходится на 1980- 90-е гг.  В них чувствуется стремление ав­тора разнообразить свою цветовую палитру.

«Колорит для меня очень много значит - это вторая компо­зиция. Если композиции нет - то работа не получается, если нет колорита - нет и настроения, которого добиваешься», - эти сло­ва художника подтверждают значение цвета в его картинах. В произведениях этих лет художник стремился, отталкиваясь от спектра чистых, звонких красок, которые он наблюдал в природе, еще более усилить напряженность их звучания.

В его пейзажах «Перед грозой», «Листопад», «Заповедные ме­ста», «Бабье лето», «Три дуба», несмотря на яркость, контрастность чистых оттенков голубого, желтого, зеленого тонов, сохраняется це­лостность живописного образа, цветовое равновесие.

Как и в творчестве любого живописца, у Ивашенцева есть кар­тины, которые являются наиболее близкими для него, с которыми его связывают напряженные творческие поиски художественного образа. К таким работам относится работа «Кровавый закат. Там­бов». Толчком для ее создания была увиденная автором неболь­шая церквушка в Стрельцах «со срезанной главой».

«Мне показалось это страшным. Я тогда написал стихотворе­ние, строчки из которого часто приходили мне в голову: «А пока кумач кровавый развевался над селом, обезглавленные храмы в нас плевались черным ртом». Этот стих и натолкнул меня на со­здание картины». Художник написал предреволюционный Тамбов. Напряженное сочетание красных, черных, желтоватых тонов помо­гает раскрыть драматизм содержания картины. Церкви купаются в кровавом закате, предчувствуя свою гибель.

Картина «Весна» - одна из наиболее близких автору. Ивашенцеву удалось передать ощущение сырого, холодного весеннего воздуха, пространство земли, постепенно освобождающейся из-под снега.

В пейзаже «Летят гуси», написанном в гамме красных, тёмно-бордовых красок, художнику хотелось уловить атмосферу вечер­него освещения, особую грусть, которую рождает закат.

Несколько пейзажей последних лет «К вечеру», «Оттепель», «Дождь прошел», «Дыхание весны» Ивашенцев объединил в серию «Времена года». В этих произведениях наиболее полно раскрыва­ются особенности живописного мастерства художника с характер­ными для него крупными, пастозными мазками, его умение с по­мощью цвета создать не только настроение, но и передать в кар­тине пространство, освещение.

Пейзажный жанр является основным в творчестве Ивашенцева. Но, вместе с тем, портрет и натюрморт занимают определенное место в его творчестве. Оригинальны по композиции и неожидан­ны в цветовом решении портреты: «Анастасия», «Аленка», «Казаш­ка», «Автопортрет».

Выставка, открывшаяся в областной картинной галерее, свидетельство таланта мастера, оригинального и неповторимого. Удивительное, индивидуальное восприятие мира, природы, людей помогли ему создать незабываемые  образы,  в которых цвет является главным художественным средством. Эмоциональное искусство тамбовского художника всегда завораживает и удивляет    яркой  фантазией, загадочными композициями, темпераментом, с которым выполнены его  живописные произведения.

Т. Сутормина  

Вернуться назад Главная