Тамбовская областная картинная галерея - К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского.

В 2023 году исполняется 200 лет выдающемуся русскому драматургу  А.Н. Островскому. Его часто называют бытописателем. Но, надо отметить, что читатель находит в его произведениях не только подробное описание быта и нравов «третьего сословия» России. Критический взгляд автора  приводит к размышлению о необходимости изменений в консервативном укладе и консервативных установках общества, где многие несчастливы. Пьесы Александра Николаевича оказали большое влияние на взгляды прогрессивно мыслящей молодежи и на культуру, в целом.

Подобными идеями были увлечены и молодые художники второй четверти девятнадцатого века. Они ставили перед собой задачу «кистью бороться за лучшее будущее для широких масс», поддержать «обиженных и униженных», по словам Ф.М.Достоевского.

В собрании Тамбовской картинной галереи есть произведения, созвучные темам, которые поднимал  А.Н Островский в своих пьесах. Это и картины отражающие повседневную жизнь людей того времени, такие как «Прерванный завтрак» С.И.Грибкова, «Семейная сцена» Н.П.Загорского, «На исповеди» А.Н.Новоскольцева, «По миру. Дети-нищие» И.Л. Горохова и картины, посвященные важным темам, волновавшим русское общество второй половины XIX века.

Одна из них, тема неравноправия женщины в обществе и неравного или нежелательного для невесты брака, когда свадьба становилась драмой, а может быть, даже трагедией всей жизни. В прежние времена часто бывало, когда девушка выдавалась замуж за богатого человека, другого поколения, гораздо старше нее, иногда неизвестного ей. Так, обедневшая семья спасала свое положение. Новобрачную не радовал подобный союз, но и перечить воле старших она не могла. Поэтому художники демократического направления середины XIX века видели в этом явлении проблему социального неравенства, влекущего за собой многие беды для представителей низших сословий.  Первым произведением на эту тему было нашумевшее полотно «Неравный брак» Василия Пукирева. Репин вспоминал: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже заглядывать в себя… «Неравный брак» испортил много крови не одному старому генералу, а известный русский историк Н.И.Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе…» (И.Е.Репин. «Далекое и близкое»)

Картины С.И.Грибкова «»Перед венцом» и Ф.С.Журавлёва «После венчания» объединяет не только общность темы, но и драматические образы невест. В произведении «После венчания» автор показывает богато декорированный интерьер, что говорит о положении будущего мужа. На дальнем плане мы видим ее супруга, пожилого человека, удостоенного государственных наград. Но молодую жену предстоящее материальное благополучие не радует. Возможно, остался возлюбленный, который близок ей по возрасту. С этого момента жизнь этой девушки неразрывно связана с мужем, она должна принять на себя все обязательства хранительницы семейного очага.

 В картине «Перед венцом» С.И. Грибков показывает переживания молодой героини накануне важного события. Рядом, мать или родственница невесты. Она в черном чепце, что говорит о возможном трауре: может быть, семья потеряла кормильца и отсюда возникла необходимость этого неравного брака. Невеста изображена в красивом платье, прильнувшей к пожилой женщине, у которой она ищет сочувствия и помощи. Автор показывает богатое убранство дома со множеством разнообразных деталей. Среди них, золотые часы и подсвечник, красивой формы аквариум, ларец, полный дорогих украшений, яркий ковер на полу. Из общего   темноватого фона картины высвечивается фигура девушки, стоящей  на пороге новой жизни, полной неизвестности.

И пьесы Островского и картины известнейших художников того времени, все по-своему влияли на общество второй половины XIX века, и помогали в решении назревших вопросов.

 

 

Вернуться назад Главная