В сентябре 2021 года ушел из жизни тамбовский живописец, заслуженный художник РФ Алексей Анатольевич Харитонов. Выставка его произведений, посвященная памяти талантливого и самобытного художника, открылась 9 сентября в Тамбовской областной картинной галерее. В экспозицию вошли работы из собрания картинной галереи, частных собраний, а также 28 работ мастера, подаренные галерее вдовой живописца Натальей Андреевной Харитоновой.
Алексей Анатольевич Харитонов родился в 1949г. в г. Тамбове. Большую роль в выборе его профессии сыграли занятия в Детской художественной школе №1, где такие педагоги, как А.И. Левшин (1890 - 1972) и Ю.П. Новиков привили ему интерес к искусству, к миру живописи, яркому и волнующему.
В 1975г. А. Харитонов окончил Ленинградское художественное училище им. В.А.Серова, где учился под руководством педагога Ю.А. Гарикова. Его дипломная работа «Блокада Ленинграда» стала свидетельством глубокого и серьезного отношения живописца в воплощении задуманной темы.
Затем художник продолжил учебу в Ленинградском художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, который окончил в 1982г. В год окончания в институте был объявлен конкурс на лучшую работу, посвященную 600-летию Куликовской битвы. Эскиз на эту тему, выполненный А.Харитоновым, занял второе место, и преподаватель А.Д. Зайцев – известный художник и педагог – порекомендовал его для дипломной работы. Свою картину Алексей назвал «Память». Художник изучал историческую литературу, источники, побывал в Историческом музее в Москве. Автору необходимо было узнать, как хоронили павших на поле брани воинов в этот период русской истории. Это было важно для решения композиции работы, в которой, по словам художника, «ему хотелось достоверности».
В родной Тамбов художник вернулся в сер.1980-х гг. и стал активным участником областных, зональных, всесоюзных художественных выставок. Его творчество заметно оживило наш местный Союз художников. В 1989г. А.А. Харитонов стал членом СХ РФ. В 2000г. ему было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
В этот период он, помимо творческих произведений, выполнил немало заказных работ. Разные в своих пластических приемах произведения говорят о больших потенциальных возможностях живописца, умеющего подчинить художественные средства созданию образа. Определяющей особенностью творческой манеры художника стал жанровый подход к избранным темам, будь то портрет, пейзаж или натюрморт. Профессиональное решение живописных задач сочетается в искусстве автора с умением найти свой неповторимый почерк, всегда узнаваемый, радующий светлой палитрой. Техника письма создаёт в его работах ощущение легкости, изящества всей художественной структуры.
Поиски психологической выразительности, искренности, глубины свойственны портретам художника. В его портретах модель преобразуется, строится образ, отвечающий оригиналу, но не повторяющий буквально его внешние черты. Художнику нравится писать портреты людей, привлекающих сложностью и многогранностью характеров. Для него в трактовке образа важно всё: лицо портретируемого, взгляд, жест рук, каждая деталь одежды. Важную роль в портрете играет фон, интерьер, в котором он пишет модель. «Только так – говорил сам автор - можно проникнуть в самую суть характера, и за поверхностью почувствовать неповторимость личности». Выразительны по образному и живописно-пластическому решению портреты «С.В. Костюковой», «Художника А.В. Арбузова», «А.Н. Ладыгина», «В салоне. Портрет Тамары Паниной», « В. Кошелева», « И.М. Попова».
В исторических портретах для автора главное - достоверно передать внешность и психологические особенности каждой знаменательной личности. Это относится к портретам «С.В. Рахманинова», «Г.Р. Державина» и др.
В творчестве Алексея Харитонова особое место занимают автопортреты. Один из последних художник назвал «Путник». У каждого человека свой неповторимый путь, внутри каждого есть сокровенное знание – кто он, каково его предназначение на земле. Пристально всматриваясь в себя, автор стремится понять и осознать свою жизнь, лучше понять цель, оценить свои достижения. Сдержанная цветовая гамма, светлая рубаха и зажжённая свеча в руке напоминают образы стрельцов в картине В.И. Сурикова - бунтарей, выбравших путь свободы.
В пейзажах автора, наполненных светом, прозрачным воздухом, часто звучит тема родного Тамбова с его улочками и знакомыми переулками, постепенно исчезающими старыми постройками, что меняет привычный облик провинциального города. Живописец в своих работах старался сохранить незабываемую атмосферу того Тамбова, который помнят его старожилы. Одним из характерных является пейзаж «Весенний дворик. Тамбов», отзывающийся в душе радостью и ликованием перед пробуждающейся природой. Пейзажи Харитонова отличаются светлой палитрой, наполнены светом и воздухом, Для автора очень важна работа с натуры, которая при написании большой картины помогает сохранить свежесть и непосредственность выбранного мотива.Пейзажи «Рождественское утро», «Вечерняя тишина», «Летнее солнышко», и др.
отличаются умением средствами живописи воспроизвести мотив, его пространственные и тонально - колористические качества.
Многообразие форм и красок окружающего мира нашло отражение в его различных по художественному решению натюрмортах. В этом жанре можно просто писать постановочную работу, однако художник любил натюрморты, которые могут «говорить». За внешностью, лоском, поверхностью и разнообразием форм важно понять содержание живописного образа, ощутить дух времени, порой уловить мысль автора, которому важно передать суть и понимание вещей. Художника манит не столько передача формы, но и сам предмет, несущий особое содержание, «самодостаточный», сам по себе, «живущий» в пространстве.
В «Натюрморте с пионами» с помощью светлой цветовой гаммы, легких тональных переходов и освещения автору удалось передать на холсте нежнейшую живую ткань цветов, их объём, воздушность, наполненность формы. Часто А.Харитонов отдавал предпочтение натюрмортам, написанным на воздухе - в саду, у открытого окна, на веранде - в которых раскрылись его возможности в передаче воздушной среды, в которой как бы растворялись материальные формы в неповторимой игре световых рефлексов и тончайших градаций цвета.
На протяжении всего творчества Алексей Харитонов работал над историческим полотном, в котором он возвращался к теме своей дипломной работы, посвященной 600-летию Куликовской битвы. Сохранилось множество эскизов к незаконченной картине, в которых автор старался найти нужное цветовое и композиционное решение. Один из эскизов «Вечерняя молитва поля Куликова» представлен на выставке.
К написанию большой картины художник относился очень серьезно. «Есть тема, и есть сюжет, который раскрывает тему. Сюжет - это форма разрешения темы. Сюжет надо выстрадать». Харитонов, в беседе с ним, сравнивал процесс создания картины с рождением ребенка: «замысел, который постепенно зреет, облекается в плоть, обрастает, ширится, растет и, наконец, предстает перед зрителем воплощенным, отражающим весь сложный, мучительный процесс творчества».
Иногда, чтобы «очистился» глаз, автор старался уйти, отстраниться от реальности, чтобы увидеть мир, или явление в ином свете. Художник говорил: «очень часто привычный обиход или повседневная жизнь стирает впечатление, уже нет той остроты видения и восприятия. Вот тогда очень важен взгляд как бы со стороны». Художник приводит как пример творчество И. Левитана: «простые, казалось бы, сюжеты, но в них есть самое главное - образ, иногда вырастающий по своему содержанию до символа». Творчество Алексея Анатольевича Харитонова отличает редкостная цельность, несмотря на разнообразие тем, широкий диапазон художественно-пластических выразительных средств.
Память о художнике навсегда остается в его картинах, в которых присутствует его душа, высокая творческая энергия.
Тамбовская картинная галерея выражает искреннюю благодарность Наталье Андреевне Харитоновой за щедрый дар, который пополнил нашу коллекцию работами талантливого и искренне преданного искусству живописца.
Т.Сутормина