Тамбовская областная картинная галерея - Памяти художника. Алексей Харитонов.

      В сентябре 2021 года ушел из жизни тамбовский живописец, заслуженный художник РФ Алексей Анатольевич Харитонов. Выставка его произведений, посвященная памяти талантливого  и  самобытного художника, открылась 9 сентября в Тамбовской областной картинной галерее.  В экспозицию вошли работы из собрания картинной галереи, частных собраний, а также 28 работ мастера, подаренные галерее вдовой живописца Натальей Андреевной Харитоновой.

       Алексей Анатольевич Харитонов родился в 1949г. в г. Тамбове. Большую роль в выборе его профессии сыграли занятия в Детской художественной школе №1, где такие педагоги, как А.И. Левшин (1890 - 1972) и Ю.П. Новиков привили ему интерес к искусству, к миру живописи, яркому и волнующему.

       В 1975г. А. Харитонов окончил Ленинградское художественное училище им. В.А.Серова, где учился под руководством педагога Ю.А. Гарикова. Его дипломная работа «Блокада Ленинграда» стала свидетельством глубокого и серьезного отношения живописца в воплощении задуманной темы.

       Затем художник продолжил учебу в Ленинградском художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, который окончил в 1982г. В год окончания в институте был объявлен конкурс на лучшую работу, посвященную 600-летию Куликовской битвы. Эскиз на эту тему, выполненный А.Харитоновым, занял второе место, и преподаватель А.Д. Зайцев – известный художник и педагог – порекомендовал его для дипломной работы.  Свою картину Алексей назвал «Память». Художник изучал историческую литературу, источники, побывал в Историческом музее в Москве.  Автору необходимо было узнать,  как хоронили  павших на поле брани воинов  в этот период  русской истории. Это было важно для решения композиции работы, в которой, по словам художника,  «ему хотелось достоверности».

       В  родной Тамбов художник вернулся   в сер.1980-х гг. и стал активным участником областных, зональных, всесоюзных художественных выставок. Его творчество   заметно оживило наш местный  Союз художников.  В 1989г. А.А. Харитонов  стал членом СХ  РФ. В 2000г. ему было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

      В этот период он, помимо творческих  произведений, выполнил немало заказных работ. Разные в своих  пластических  приемах произведения  говорят о больших потенциальных возможностях живописца, умеющего подчинить  художественные средства созданию образа. Определяющей особенностью творческой манеры художника  стал жанровый подход  к избранным темам, будь то портрет, пейзаж или натюрморт.  Профессиональное решение живописных задач сочетается  в искусстве автора с умением найти свой неповторимый почерк, всегда узнаваемый, радующий светлой палитрой. Техника письма создаёт в его работах  ощущение легкости, изящества всей художественной структуры.

     Поиски психологической выразительности, искренности, глубины  свойственны портретам художника. В его портретах модель преобразуется, строится образ, отвечающий оригиналу, но не повторяющий буквально его внешние черты. Художнику нравится писать портреты людей,  привлекающих   сложностью и многогранностью характеров.  Для  него в трактовке образа важно всё:  лицо портретируемого,   взгляд, жест рук,  каждая деталь одежды. Важную роль в портрете играет фон, интерьер, в котором  он пишет модель. «Только так – говорил сам автор  -  можно проникнуть в самую суть характера, и за поверхностью почувствовать  неповторимость личности». Выразительны по образному и живописно-пластическому решению  портреты  «С.В. Костюковой»,   «Художника А.В. Арбузова», «А.Н. Ладыгина», «В салоне. Портрет Тамары Паниной», « В. Кошелева»,  « И.М. Попова».

      В исторических портретах для  автора главное -  достоверно передать внешность и психологические особенности каждой знаменательной личности. Это относится к  портретам  «С.В. Рахманинова», «Г.Р. Державина» и др.

        В творчестве Алексея Харитонова особое место занимают автопортреты. Один из последних художник назвал «Путник».  У каждого человека  свой неповторимый путь,  внутри каждого есть   сокровенное знание – кто он, каково его предназначение на земле. Пристально всматриваясь в себя, автор стремится понять и осознать свою жизнь, лучше  понять цель, оценить свои достижения.  Сдержанная цветовая гамма, светлая рубаха и зажжённая  свеча в руке напоминают  образы стрельцов в картине В.И. Сурикова -  бунтарей, выбравших путь свободы.

       В пейзажах автора, наполненных светом, прозрачным воздухом, часто звучит тема родного Тамбова с  его улочками и знакомыми переулками,  постепенно исчезающими старыми постройками, что меняет привычный облик провинциального города. Живописец в своих работах старался сохранить незабываемую  атмосферу того Тамбова, который помнят его старожилы. Одним из характерных является пейзаж «Весенний дворик. Тамбов», отзывающийся в душе радостью и ликованием перед пробуждающейся природой. Пейзажи Харитонова отличаются светлой палитрой,   наполнены   светом и воздухом,   Для автора очень важна работа с натуры, которая при написании большой картины помогает сохранить свежесть и непосредственность выбранного мотива.Пейзажи   «Рождественское утро»,  «Вечерняя тишина»,  «Летнее солнышко», и др.

 отличаются умением  средствами живописи воспроизвести мотив, его  пространственные и тонально - колористические качества.

       Многообразие форм и красок  окружающего мира нашло отражение в его различных по художественному решению натюрмортах.  В этом жанре можно просто писать постановочную  работу, однако художник любил натюрморты, которые могут «говорить». За внешностью, лоском,  поверхностью и разнообразием форм важно понять содержание живописного образа, ощутить  дух времени, порой уловить мысль  автора, которому важно    передать суть  и понимание  вещей. Художника манит не столько передача формы, но и сам предмет, несущий особое содержание, «самодостаточный»,   сам по себе,  «живущий» в пространстве.

       В  «Натюрморте с пионами»  с помощью  светлой  цветовой гаммы,  легких тональных переходов  и освещения автору удалось передать на холсте нежнейшую  живую ткань   цветов, их объём, воздушность, наполненность формы. Часто А.Харитонов отдавал предпочтение натюрмортам, написанным на  воздухе  -  в саду, у открытого окна, на веранде - в которых раскрылись  его возможности в передаче  воздушной среды, в которой как бы растворялись материальные формы в неповторимой игре световых  рефлексов  и тончайших градаций цвета.

       На протяжении всего творчества Алексей Харитонов работал над историческим полотном, в котором он возвращался к теме своей дипломной работы, посвященной 600-летию Куликовской битвы. Сохранилось множество эскизов к незаконченной картине, в которых автор старался найти нужное цветовое и композиционное решение. Один из эскизов «Вечерняя молитва поля Куликова» представлен на выставке.

       К написанию большой картины художник относился очень серьезно. «Есть тема, и есть сюжет, который раскрывает тему. Сюжет - это форма разрешения темы. Сюжет надо выстрадать». Харитонов, в беседе с ним, сравнивал процесс создания картины с рождением ребенка: «замысел,  который  постепенно зреет, облекается в плоть, обрастает, ширится,  растет и,  наконец, предстает перед зрителем воплощенным, отражающим весь сложный, мучительный процесс творчества».

       Иногда, чтобы «очистился» глаз,  автор старался уйти, отстраниться от реальности, чтобы увидеть мир, или явление в ином свете.  Художник говорил:  «очень часто привычный обиход или повседневная жизнь стирает впечатление, уже нет  той остроты видения и восприятия. Вот тогда очень важен взгляд как бы со стороны». Художник приводит как пример творчество И. Левитана: «простые,  казалось бы,  сюжеты, но в них есть  самое главное  -  образ, иногда вырастающий по своему содержанию  до символа». Творчество Алексея Анатольевича Харитонова отличает редкостная  цельность, несмотря на разнообразие тем, широкий диапазон художественно-пластических выразительных средств.

       Память о  художнике  навсегда остается в его картинах, в которых присутствует  его душа,  высокая творческая энергия.

       Тамбовская   картинная галерея выражает искреннюю благодарность Наталье Андреевне Харитоновой за щедрый дар, который пополнил нашу коллекцию   работами талантливого и искренне преданного искусству живописца.

  

 

                                                                                     Т.Сутормина

Вернуться назад Главная