Тамбовская областная картинная галерея - Русские традиции

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Цель - сохранить культурные традиции России, памятники истории и культуры. Комплектованием фондов предметами народного искусства сотрудники картинной галереи занимаются уже много лет: это глиняная и деревянная игрушки, гончарная посуда, предметы русского костюма и обихода. Несмотря на то, что многие произведения выполнены современными мастерами,  в них бережно сохранены традиции многовековой народной культуры. Коллекция произведений народного искусства, которую картинной галерее удалось собрать в результате своих экспедиций является своеобразным вкладом в исследование этой интересной и важной области русской культуры.

В планах галереи активно участвовать в популяризации народного искусства – это и организация тематических выставок, и проведение мастер-классов, и концертов.

Среди таких мероприятий - виртуальная выставка "Русские традиции" из фондов галереи, на которой представлены музейные предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с Тамбовским краем: предметы народного костюма, Фёдоровская глиняная игрушка, предметы гончарного искусства и т.д.  Знакомство с выставкой сделает шире знания подрастающего поколения  об истории своей страны, поможет сильнее ощутить связь с духовными ценностями русской культуры.

Народный костюм является одной из важных составляющих народной культуры. На выставке, русский народный костюм представлен несколькими предметами женского одеяния. Юбка-андарак традиционна для Тамбовского края. Обычно такие юбки шились из нескольких полотнищ красного, синего или зеленого полосатого сукна домашнего изготовления. По верхнему краю юбки закладывались складки различной глубины, обшивались основной тканью или узкой темной бархатной тесьмой как на наших экспонатах. Андарак застегивался на пуговицу или при помощи самодельного шнура, вставленного в пояс. Традиционно такие юбки не имели украшений. Но на них могли нашиваться по краю подола полосы плиса, кружева или тесьмы. Их носили с рубахами и передниками.

Неизвестная мастерица (род.II половина XIX века).
Юбка. Холст
 

Неизвестная мастерица XIX века.
Юбка Шерсть, ручное ткачество
 

Баучкина Матрёна (род.II половина XIX века).
Юбка. Холст
 

Неотъемлемой частью повседневной и праздничной одежды на Руси всегда были пояса. Ношение пояса наделялось глубоким  символическим смыслом. Пояс (кушак) как часть одежды, принимающий форму круга, считался сильным оберегом. Юбки-понёвы, сарафаны подпоясывались длинными полосатыми домоткаными кушаками. Иногда их плели из шерсти. Однотонные или с узором  кушаки украшались кружевом, лентами, бисером и служили дополнительным цветовым акцентом как в женской, так и в мужской одежде.

. Неизвестная мастерица (род. середина XIX века). Кушаки. Холст.
 

Неизвестный мастер.
Лапти.

 

На протяжении не одного века одним из самых распространенных в Тамбовской губернии был гончарный промысел. Богатые залежи глины вблизи деревни Фёдоровка Бондарского района способствовали превращению деревни в своеобразный центр гончарства.

На выставке представлены несколько чернолощеных кувшинов. Чернолощёная посуда - уникальный древний промысел. Для него необходимы глина, гончарный круг и особый способ закаливания. Чернолощёная керамика -  это задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Черный цвет придавал выразительность форме, а лощение  - металлический блеск, кроме того чернолощеная керамика была более прочной и не впитывала воду. 

Иванов Г.С. (1916-1995)
Деревня Фёдоровка Бондарского р-на Тамбовской области.
Кувшины. Горшок. Керамика чернолощёная.
 

Создавали в деревне и глиняные игрушки. Русские глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью среди людей всех сословий. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, соединяя в себе труд мастеров, красоту, историю и образ жизни. Фёдоровская глиняная игрушка стала известна не только у нас, но и за пределами Тамбовского края. Ее особенность – простота и в то же время экспрессивность  формы, однотонность, шероховатая поверхность, так как лепилась чаще всего мужчинами. Игрушку не расписывали, а процарапывали, оставляя небольшие штрихи на поверхности, создавали налепы, обжигали и заливали прозрачной глазурью. В основном лепились игрушки-свистульки в виде птиц и животных.

В картинной галерее хранятся работы одних из самых известных фёдоровских мастеров Г.С.Иванова (1916-1995) и П. Я.Попкова (р.1934г.), приобретенные в 1990-х годах.

 

Попков П.Я. (род. 1934 г.)
Деревня Фёдоровка Бондарского р-на Тамбовской области.
Лосиха. Бондарская (Фёдоровская) игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.
Волк. Бондарская (Фёдоровская) игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.
Лось. Бондарская (Фёдоровская) игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.
 

 Попков П.Я. (род. 1934г.).
Деревня Фёдоровка Бондарского р-на Тамбовской области.
Пепельница. Глина, глазурь, лепка, обжиг.

Попков П.Я. (род. 1934г.)
Деревня Фёдоровка Бондарского р-на Тамбовской области.
Птицаы. Бондарская (Фёдоровская)  игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.
 

Попков П.Я. (род.1934 г.).
Деревня Фёдоровка Бондарского р-на Тамбовской области.
Лось. Бондарская (Фёдоровская ) игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.
Петух. Бондарская (Фёдоровская ) игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.
Козёл. Бондарская (Фёдоровская ) игрушка. Глина, глазурь, лепка, обжиг.

Иванов Г.С. (1916-1995)
Деревня Фёдоровка Бондарского р-на Тамбовской области.
Горшочек, ендова, кашник. Глина, глазурь, лепка, обжиг.

 

Ещё один из самых популярных видов русского народного искусства – ручное ткачество. Домашнее ткачество бытовало в русской деревне почти до 20 века. В собрании галереи находятся несколько изделий, выполненных в технике ручного ткачества. В книге А.Н. Ладыгиной «Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края»  в главе «Узорное ткачество» можно найти следующие описание: «Самым древним видом ткачества считается закладное ткачество.  Оно стоит по степени сложности получения узора на основе полотняного переплетения на втором месте… Для тамбовского ручного ткачества характерна строгая геометричность всех узоров, большая ритмичность отдельных частей. Узор на ткани базируется обычно на пересечении диагональных линий, образующих самые различные орнаментальные формы, в которых живо прослеживается их происхождение от ромба». В наши дни многовековые традиции ручного узорного ткачества поддерживаются энтузиастами и мастерами декоративно-прикладного жанра. 

Крутских П.М. (род. 1900 г.)
пос. Мучкап Тамбовской области.
Коврик закладной в клетку. Шерсть. Ручное ткачество.

 

Крутских П.М. (род. 1900 г.)
пос. Мучкап Тамбовской области.
Коврик заборный в клетку. Шерсть. Ручное ткачество.

 

На выставке представлено также несколько предметов украшенных вышивкой. Вышитые изделия сопровождали всю жизнь русского человека с момента его рождения. Это салфетки, полотенца, простыни, наволочки, платки и т.д. Вышитые предметы помимо своего практического назначения играли большую роль и в проведении разнообразных бытовых и религиозных обрядах.

Неизвестная мастерица.
Дорожка с вышивкой.

 

Неизвестная мастерица.
Салфетка с  вышивкой.

 

Неизвестная мастерица.
Салфетка с  вышивкой.

 

Ярко дополняют выставку и несколько живописных произведений известных русских художников дореволюционного периода, изображающих крестьянский быт.

Н.Я. Симанович-Ефимова (1877-1948) создала серию вдохновенных работ, посвященную  образам «тамбовских красавиц». Статные, в ярких народных костюмах  - такими предстают крестьянки Тамбовской губернии в картинах «Хоровод» (1914)   и «Уборка хлеба». Этюд» (1914) из собрания ТОКГ. Свои впечатления во время путешествия по Тамбовской губернии от встреч с жительницами местных сёл, художница не раз описывала в воспоминаниях:  «Нет таких красок ни в акварели, ни в масляной живописи, такие зеленые юбки, красные кофты, груди, завешанные янтарем, сзади парчовое солнце. …женщины – архаическая скульптура. И они величавы и обряжены, как идол, как святыня». 

Симонович-Ефимова Н.Я. (1877-1948).
Хоровод. 1914 г. Холст, масло. 

 

Симонович-Ефимова Н.Я. (1877-1948).
Уборка хлеба. Этюд. 1914 г. Холст, масло. 

 

Мастер исторического жанра А.П.Рябушкин (1861-1904) родился в одной из деревень Тамбовской губернии, много путешествовал по древним русским городам, увлекшись русской историей. В 1892 году начал работу над эскизами к картине «Воскресенье в деревне», один из которых находится в собрании галереи. Несмотря на то, что это незавершенное произведение   художнику удалось передать праздничную атмосферу деревенского праздника.

Рябушкин А.П. (1861-1904)
Воскресенье в деревне. Эскиз. 1892 г. Холст, картон, масло.

 

Следующие части виртуальной выставки "Русские традиции" будут посвящены таким народным промыслам как керамика Гжели, Жостовская роспись, Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.

 

Вернуться назад Главная