«Семья - волшебный символ жизни» - так называется выставка, открывшаяся 1 февраля 2024 года в Тамбовской областной картинной галерее. Выставка посвящена Году семьи, каким был объявлен 2024 год.
На выставке представлены произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондов картинной галереи. Помимо работ тамбовских художников, зрители смогут познакомиться с работами известных советских мастеров.
Центральное место в экспозиции занимают живописные работы народного художника России Е.В. Рябинского (1925-2002). Оригинальный подход в решении композиции, характеристике персонажей полотна заметен в картине «Районный автобус» (1963), которая ознаменовала собой новый этап развития творчества художника. С теплым чувством написан образ молодой матери с ребёнком, придающий полотну приподнятое, мажорное звучание. Тема «семьи» получила довольно широкое распространение в изобразительном искусстве 1960-х гг. Создав картину «Семья» (1967), Рябинский находит новые пластические средства для раскрытия художественного образа, в передаче особой поэзии деревенского быта, простоты и естественности отношений героев полотна. Спокойный, созерцательный характер присущ его работе «Вечер» (1969). Чувствуется тепло, душевное отношение автора к тому, что он изображает. Простота композиции полотна, где написан сельский дом, плетень, колодец, огород, а на скамье возле дома – мужчина и женщина с ребенком на руках. Одной из самых известных работ раннего периода творчества является картина «Лето. (Материнство)» (1968)
На выставке представлены работы заслуженного художника России С.А.Никитина (1930-2008) В 1960-е гг. Никитин активно работал в области графики, предпочитая технику линогравюры. Темами его произведений стала жизнь тамбовской деревни, поэтичные пейзажи окрестностей Тамбова. Особые лирические нотки прослеживаются в его серии линогравюр, посвященной жизни молодежи, простого быта в семье и теплых отношений. Такова его работа «Лето» (1974), выполненная в технике линогравюры.
Позже меняются творческие интересы автора. Он обращается к свободной технике, обогащающей возможности создания художественного образа. Художник предпочитает технику гуаши с мягкостью тональных переходов, цветовым разнообразием. Повествовательность, душевная теплота свойственны его работам «Майский день» (1984), «Вечерний мотив» (1981), «В праздник» (1987), «К вечеру» (1984).
В экспозиции также представлена работа старейшего тамбовского художника Ю.П. Новикова (р.1937) «Воскресный день» (1986), наполненная ощущением праздника и веселья отдыхающих.
На выставке можно познакомиться с живописными работами известных советских мастеров. Природа и люди севера, тундры и Заполярья – основное содержание искусства народного художника РСФСР, архангельского живописца Д.К.Свешникова (1912-1997). В 1951г. художнику удалось побывать в тундре. Вместо ожидаемой тишины и пустынности он увидел шумную толпу ненцев, оленьи упряжки и остроконечные пирамиды чумов, приютившихся рядом с громадами строящихся домов для рыбаков и оленеводов. С тех пор Д.К.Свешников каждый год приезжал в эти края. Изменение жизни и быта коренных жителей ненецкой тундры в новых условиях нашли свое отражение в работе «Подружки. Большеземельская тундра» (1976). В простой композиции, в образах молодых женщин с детскими колясками, изображенных на фоне зеленовато-рыжего пространства, автору удалось передать характер суровой тундры и оживить ее присутствием молодых беседующих мам.
Народный художник СССР А.А. Мыльников (1919- 2012), художник яркой творческой индивидуальности, создал свой неповторимый мир образов, отличающийся глубоким проникновением в смысл бытия человека и его предназначения на земле. Гармония окружающего мира – эта волнующая художника тема нашла отражение в пейзаже «Весна» (1979), проникнутом трепетом живого контакта с природой, органическим единством живописного и графического начал. Маленькая женская фигурка с ребенком на руках и голубая детская коляска, включенная в пейзажный мотив насыщенной черно-зеленой цветовой гаммы, воспринимается в композиции как неотъемлемая часть мироздания.
Расцвет творчества Л.Я.Тимошенко (1903-1976) приходится на середину 1930-х гг. Большинство работ Тимошенко отмечены поэтическими интонациями и посвящены темам детства и юности. Выразительные образы молодых людей, созданные ею, во многом сформировали представление современников об эпохе 1930-х гг. В картине «На пруду» (1940) ярко проявилась ее самобытность – в простом решении композиции, светлом розовато-голубом колорите, в умении передать очарование юности в лирических образах девушек.
В экспозицию также вошли работы художницы С.М. Бахтияровой «Автопортрет с сестрой перед картиной» (1978), Е.Н.Чернышевой «Сестры Некрасовы» (1977), Л.Н.Кудрявцевой «Сестры» (2000), Р.Туктарова «Портрет ребенка (сына)» (1982).
В разделе скульптуры представлены произведения Т.Г.Вельцен (1930-1968). Тема детства была одной из любимых в творчестве скульптора. Она с увлечением работала над серией этюдов, выполненных с натуры, для которой позировали её дети Наташа и Ирина. Эти этюды легли в основу композиции «Мои дети». Воплощенная в дереве работа привлекает умением автора с помощью пластических приемов передать непосредственность и точность движений девочек.
Не оставит зрителя равнодушным и Дымковская игрушка – один из видов русских народных глиняных промыслов - необычайно яркая по цвету и выразительная в решении композиции.
Т.Сутормина