21 ноября 2021 года тамбовскому скульптору Татьяне Георгиевне Вельцен (1930 -1968) исполнилось бы 91 год. Она известна как автор произведений монументальной и станковой скульптуры, а также малой пластики. Лучшие произведения Т.Г. Вельцен хранятся в Тамбовской областной картинной галерее, где сейчас проходит выставка художницы.
Татьяна Георгиевна родилась в 1930г. в городе Катта-Кургане Самаркандской области. Мечтая с детства овладеть мастерством художника, Т.Г.Вельцен поступает в Ташкентское художественное училище, в котором серьезная профессиональная подготовка помогла ей после окончания третьего курса поступить в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где она училась под руководством народного художника СССР профессора В.В. Лишева.
После окончания института она вместе со своим мужем скульптором Сергеем Ефимовичем Лебедевым уезжает работать в г. Саратов. Этот период творчества был чрезвычайно плодотворным для художницы, в который она, посещая новостройки, колхозы, заводы, создавала произведения, главным героем которых стал образ современника. Одним из лучших скульптурных портретов первой республиканской выставки «Советская Россия» 1960 года стал мраморный бюст «Девушка-колхозница» (1959) работы Т.Г.Вельцен, которая сейчас находится в Ивановском художественном музее.
В 1960 году она переезжает в Тамбов, где активно включается в художественную жизнь города, участвует на областных художественных выставках, в оформлении общественных зданий.
Большое место в творчестве мастера занимает портрет. Люди самых разных профессий – строители, колхозники, интеллигенция – интересны Т.Г. Вельцен разнообразием характеров, неповторимостью каждой личности. Её произведениям, выполненным в 1960-е гг., «Свинарка», «Работница», «Строительница Аня» свойственны пластическая цельность, умение работать с самыми разными материалами, владение профессиональным мастерством.
Образ девушки-воина, проникнутый мужеством и отвагой, создан Т.Г.Вельцен в скульптурной композиции «Защитница Москвы» (1967). Образ девушки в овчинном солдатском полушубке с карабином за плечами полон спокойствия и решительности. Обобщенные формы скульптуры, выполненной в кованой меди, отвечают созданному художественному образу.
Тема детства – одна из любимых в творчестве скульптора. Она с увлечением работала над серией этюдов, выполненных с натуры, для которой позировали её дети – Наташа и Ирина. Эти этюды легли в основу произведения «Мои дети»(1966). Выполненная в дереве работа привлекает умением автора с помощью пластических приемов передать непосредственность и точность движений девочек.