100 лет назад родился новый художественный язык, позднее названный русским авангардом. Самым радикальным событием стало написание Казимиром Малевичем белого квадрата, который претендовал на то, чтобы стать точкой в живописном искусстве.
В это же время другой великий русский художник – Василий Кандинский, – также двигался к тому, чтобы написать последнюю картину, которой завершался бы воображаемый музей.
Сегодня мы точно знаем, что искусство не остановилось, и последняя картина не написана. Но идеи о том, что главное в картине – не реализм, а композиция, цвет, пространство, – живее всех живых.
Художники объединения «АзАрт» исследовали возможность объединения бессмертной классики и художественных методов начала века XX. Десяти участникам выставки «0,10», отменившей все прошлое в 1915-ом, отвечают восемь художников выставки «0,8» из 2022-го. 8 - как символ бесконечности, непрерывности, вечности искусства.
Обратный отсчет они начали с истоков русского искусства, переходной формы от иконы к портрету – парсуны, выполненной в стиле родоначальника русского футурзима Давида Бурлюка. Соединение двух начал!
Далее югославский пейзаж и классический «Натюрморт с битой дичью и фруктами» преломили ярким, смелым, жизнерадостным видением в стиле Ларионова и Машкова.
Идея Павла Филонова о том, что человек есть перекресток всех дорог, наложенная на портрет жены и дочери И.Н. Крамского, формирование четвертого – лучисто-энергетического – измерения живописи Михаила Ларионова в картине Куинджи, развили абстрактное размышление о природе вещей.
Еще более абстрактные формы кубофутуризма в духе Александры Экстер приданы картине «Завтрак» Класа Питера.
Любимая всеми «Маруся» Елены Киселевой приобрела признаки иконы, взятые из крестьянского цикла Малевича.
И завершают выставку «Дачницы» Елены Киселевой в полностью абстрактном синэстетическом стиле Василия Кандинского
Диалог с коллегами начала XX века, встреча с истоками, принятие их позиции обогатил опыт художников, ранее работавших в основном в классической манере, позволил выйти за привычные рамки, найти новые формы для художественного высказывания.