Тамбовская областная картинная галерея - Запечатлевший эпоху

15 ноября 2021г. исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного художника России Евгения Васильевича Соловьева (1931- 2009). Он хорошо известен, как автор тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, написанных ярко и самобытно. Произведения художника, выполненные в традициях отечественного реалистического искусства, правдивы и понятны. Талант и мастерство свободно играют своими гранями в творчестве тамбовского живописца.

Евгений Васильевич Соловьев родился в 1931 году в деревне Круплянки Московской области в большой крестьянской семье, где, по словам художника, «умели и любили трудиться».

Из воспоминаний Е.В.Соловьева: «В памяти остались зеленые луга с золотой россыпью одуванчиков, протяжные мелодии крестьянских песен… В возрасте трёх лет вместе с родителями переехал в город Гатчину под Ленинградом. Отец работал там столяром, мать - на граммофонной фабрике, где выпускались первые отечественные патефоны». Волшебная красота парков, большие картины в позолоченных рамах, сияющий паркет царского дворца – этот мир казался мальчику романтичным и прекрасным. Окружающая природа ленинградских пригородов помогала сформироваться мировоззрению будущего живописца, воспитала в нем чуткость и наблюдательность.

Художником становятся не сразу. Внутренняя потребность, восприимчивость к красоте - все вместе привело молодого человека к желанию стать настоящим живописцем.

Эта мечта осуществилась, когда Евгений Васильевич поступил в Ленинградское художественное училище. Затем он продолжил учёбу в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, где в мастерской замечательного педагога и живописца, члена-корреспондента Академии художеств СССР И. А.Серебряного познавал основы профессионального мастерства.

После окончания института в 1959 году Е.В.Соловьев приехал в Тамбов вместе с женой и маленьким сыном. Он активно включился в художественную жизнь города. Его работы на выставках выделялись оригинальностью цветовых и композиционных решений, обращали на себя внимание зрителей и искусствоведов

Начало самостоятельного творческого пути художника совпало с некоторыми изменениями в художественной жизни страны. В 1960-е гг. общественные сдвиги, происходившие в Советском Союзе, вызвали к жизни в изобразительном искусстве активное движение молодёжи, названное впоследствии «суровым стилем», характерными чертами которого становятся поэтизация и героизация жизни простых людей.

Творчество Е.В.Соловьева в 1960-е гг. соответствовало общему направлению в изобразительном искусстве. Воспользовавшись во многом достижениями «шестидесятников», он сумел создать собственный живописный стиль, простой и лаконичный. Именно в этот период определилась основная тема его творчества – земля и люди, которые на ней трудятся. Его работы привлекают разнообразием приемов и художественных средств, яркость и насыщенность цвета в них сочетается с открытой эмоциональностью.

Портрет на раннем этапе становится наиболее важным для автора. К этому жанру Е.В.Соловьев относился трепетно, считая его наиболее сложным и значительным. Он говорил, что «работа над портретом позволяет увидеть характер любого человека, его внутреннюю красоту».

Ещё, будучи студентом, он написал серию портретов рабочих Ленинградского завода им. С.М. Кирова, что в большой мере определило одно из направлений его творчества.

В Тамбове Е.В.Соловьев продолжил поиски новых художественных решений, работая в этом жанре. Персонажи его картин - обычные люди.

Такие работы, как «Свинарка А.Т.Абакумова», «Трактористка Т.С.Стромова», «Телятница М.И.Скорова», можно отнести к портретам – типам, портретам - символам эпохи. Мы видим живые, интересные лица женщин разных профессий, которые изображены в привычной для них рабочей обстановке.

В 1960-е гг. художник с большим подъемом работает на Арженском суконном комбинате в г. Рассказово, где выполняет ряд портретов ткачих, привлекающих своим жизнеутверждающим характером, яркой мажорной цветовой гаммой. Лиричность – важная составляющая созданных образов. В работах «Портрет ткачихи Тумановой», «На Арженском ткацком комбинате», «Портрет текстильщицы» отчетливо виден рост профессионального мастерства Е.В.Соловьева.

В процессе работы над портретами рабочих комбината возник замысел большого полотна «Ткачихи» (1964). Сюжет картины прост. Художник пишет группу молодых девушек, собравшихся в цехе у станка и обсуждающих производственную проблему. Все живописные средства направлены на создание выразительных образов молодых ткачих, искренних и непосредственных, каждая из которых наделена чертами индивидуального характера.

Одно из достоинств таланта Е.В.Соловьева – умение разглядеть глубокое нравственное начало, внутреннюю силу, неповторимость каждого человека. Люди, увлеченные своим трудом, открытые, простые в общении, привлекают внимание мастера. Не случайно он обратился к созданию цикла портретов рабочих производственного объединения «Пигмент». В портретах «Слесаря И.Т.Лукина», «Инженера Е.П. Тимашева», «Аппаратчика В.В.Клишина» - представителей разных поколений автор стремится подчеркнуть их ответственность, спокойную уверенность в собственных силах.

Некоторая суровость мужских портретов уступает место лиричности в картине «Лаборантка» (1960), тонкой и гармоничной в цветовом решении. Девушка в белом халате и косынке рассматривает у окна в лаборатории содержимое стеклянной колбы. Скромному и чистому образу героини соответствует светлая колористическая гамма, построенная на соотношении голубовато-белых тонов, игры световых бликов и неярких цветовых рефлексов.

Этапной в творческой биографии Е.В.Соловьева стала картина «Минутный перерыв», которая продемонстрировала его профессионализм, поиски художественной выразительности. Художник проявляет себя в решении многофигурной композиции смело, легко и свободно. С большим мастерством он передает накал спортивной борьбы. В пространстве холста – группа девушек-спортсменок, внимательно прислушивающихся к советам тренера в перерыве матча.

Пейзажный жанр занимает значительное место в творчестве Е.В.Соловьева. Красота и разнообразие окружающего мира всегда вдохновляла и будила воображение художника. Чувство любви к природе, заложенное еще в детстве, сохранилось на протяжении всего творческого пути, чему помогала его чуткая и восприимчивая душа.

В ранний период творчества мастер выполнил пейзажи «В Гатчинском парке», «Ледоход на Неве», «Ивы в парке», подкупающие своей тихой камерностью.

Величественность и ясность форм светлых православных соборов, сохранившиеся старинные постройки русских городов нашли отражение в работах «В Троице-Сергиевой лавре», «В старом Загорске», «Благовест».

В его творчестве встречается немало произведений, выполненных объемным, весомым мазком, с плотной, фактурной поверхностью красочного слоя. С другой стороны, поиски новых художественных решений привели живописца к созданию пейзажей, декоративных в своей основе, где главным средством в создании образа становится цвет, а пространство картины заполняется локальными красочными плоскостями. К ним можно отнести работы «Весна в Тамбове» (1960), «Лодки»(1964), «Краски осени»(1966).

Оригинальностью композиции, интенсивностью и напряженностью тона контрастных цветовых пятен синего, красного, жёлтого, лилового, голубого отличается работа «Разлив на Цне»(1964), в которой широкая водная гладь реки Цны, написанная художником с небольшой высоты, уводит взгляд далеко к горизонту, где ограничивается синей полоской леса. Живописное решение, яркая образность, звонкие, радужные сочетания красок говорят о цветовых поисках художника и напоминают живописно-пластические открытия художников «владимирской» школы.

Особое отношение у Соловьева к городскому пейзажу. Тамбов, куда он приехал работать, активно строился и расширял свои границы. Старые улочки в нем соседствовали с многочисленными новостройками. Ранние работы художника дают возможность познакомиться с меняющимся обликом города 1960-х гг.

В его пейзаже «Жилмассив строится» (1962) приметами времени являются не только новые кварталы «многоэтажек», но и проезжающий мотороллер, старый троллейбус, запомнившийся своей желто-синей окраской. Звучный колорит, сверкающие лучи весеннего солнца, затопившие улицу, голубое небо, отражающееся в лужах, передают атмосферу города, обновленного и преображающегося.

Ярко и выразительно автор передал оживление и суету, царящие на улицах города с приходом весны, в пейзаже «Весна в Тамбове»(1960).

Особенности художественного видения Е.В.Соловьева проявились в работе «Зимнее утро»(2004), где панорама города воспринимается с высоты «птичьего полета». Рыхлая фактура красочной поверхности, россыпи сочных мазков, выразительные цветовые акценты роднит это произведение с живописной системой владимирских художников.

Когда для Е.В.Соловьева важно отразить в работе состояние природы, передать тишину вечерних закатов, свежее дыхание осени, летящие облака, гонимые ветром, он прибегает к более сложным тональным цветовым разработкам, к тонким колористическим соотношениям.

Обостренное восприятие окружающего мира позволяет художнику в самых незамысловатых, привычных глазу мотивах найти и почувствовать взаимосвязь с природой, уловить её тончайшие внутренние движения и гармонию. Примером могут служить пейзажи «Заводь», «Осень», «Осенние березки».

По своему мироощущению Е.В.Соловьев - художник жизнерадостного видения, наделенный особой зоркостью на красоту обычных вещей. Натюрморт стал для него формой передачи от¬ношения к окружающему миру. Цельностью и гармоничностью созданных живописных образов отличается его «Натюрморт с гранатами», «Натюрморт с дынями». Соловьев прекрасно справляется с передачей фактуры, формы и объема различных предметов, контрастных по цвету овощей и фруктов, живущих в пространстве холста своей жизнью, наполненной внутренним движением и энергией.

Особое отношение у Евгения Васильевича к теме войны. «Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, разделила жизнь на «до» и «после». Не вернулся с фронта отец, погибли на войне три его брата и сестра – в блокадном Ленинграде. Голод, холод, бомбежки и артобстрелы стали воспоминаниями тех страшных лет», - рассказывал Е.В.Соловьев.

Военной теме посвящена картина «В партизаны», над которой он долго и напряженно работал. Художник сделал множество рисунков, эскизов, которые стали хорошим подготовительным материалом для создания большого полотна. Замысел автора – показать один из эпизодов жизни людей во время войны, на долю которых выпали тяжелые испытания. Памяти своих близких, погибших на войне, художник посвятил портрет – картину «Бабушка Анастасия и ее дети». В центре композиции – погруженная в свои воспоминания, одинокая женщина, потерявшая всех детей в годы войны, портреты которых художник разместил по боковым сторонам холста. Подобное пластическое решение картины напоминают приемы иконописи. Сам живописец считал, что такое исполнение придает большую значимость событиям тех суровых лет, связывает трагическую судьбу русской женщины с судьбой, выпавшей на долю России.

Особой теплотой проникнута картина «Забытый вальс». Звуки старинного вальса будят воспоминания давно ушедших лет у ветерана войны, и в эту атмосферу погрузилась маленькая девочка, пытающаяся уловить и почувствовать то, что так волнует её дедушку.

Плодотворным этапом творчества для Е.В.Соловьева стали 1990-е гг. Художник активно работает в разных жанрах, среди которых портрет остаётся для него наиболее значимым. В произведениях этого периода он показал себя, как живописец сложного цвета, интересных композиционных находок, выросшего профессионального мастерства.

Точность образной и эмоциональной характеристики присуща «Портрету Т.Н.Емельяновой». Прекрасно передавая внешнее сходство, автор убедительно раскрывает внутренние душевные качества, силу и энергию творческой личности.

Атмосферой романтики пронизана портрет-картина «Братья Ладыгины (стихи отца)». На столе, за которым сидят близкие по духу люди, горят свечи, окутывая их лица и предметы интерьера мягким мерцанием. Ощущение тишины и уюта дома Ладыгиных нарушает размеренный ритм стихов отца, чтение которых для них всегда праздник

Характерные особенности живописной манеры, внимание автора к фактуре самого мазка, плотного и объёмного, проявились в «Портрете хирурга И.С.Долгушина», талантливого врача, основателя врачебной династии Долгушиных, краеведа, педагога, написанного Евгением Васильевичем незадолго до смерти.

Произведения, которые оставил нам Евгений Васильевич Соловьев, наполнены искренностью и теплом. Они экспонировались на зональных, республиканских, всероссийских художественных выставках, лучшие из них хранятся в Тамбовской областной картинной галерее и других музеях области, а также в музеях и частных собраниях России и за рубежом.

Что бы ни изображал художник, его внимание всегда было поглощено поиском единственно верного живописного решения - в каждом случае неповторимого. Кисть живописца чудесным образом наполняла содержанием портреты, пейзажи, тематические работы, отражая его любовь к жизни, светлое и радостное мироощущение. Произведения, сохранившие творческую энергию живописца, всегда будут служить примером преданного служения искусству для художников будущих поколений.

 

Т.Сутормина
искусствовед

 

 

 

Вернуться назад Главная